Дорожка в Митинском лесопарке Митино, казалось бы, стандартный район-спальник на северо-западной окраине Москвы, примыкающий к МКАД с внешней «областной» стороны. Основная трасса района - Пятницкое шоссе, которое начинается от МКАД и как-бы открывает этот район Москвы, продолжая ту часть трассы Волоколамского шоссе, которая идет от Сокола до Трикотажной внутри МКАД. Открывающийся с шоссе городской пейзаж района содержит привычные унылые панельные многоэтажные и многоподъездные «человейники» с остекленными в разнобой балконами, лоджиями, и потускневшими красками бетонных панелей.

Волок Ладьи от речки к речке вблизи Москвы в прошлом Но не спешите с выводами! Людям здесь живется хорошо и в большинстве случаев они не чувствуют себя «запертыми в унылом спальном районе». Причин этому несколько.

Во-первых, район «зеленый» - здесь много лесопарков с красивым ландшафтом и ухоженной территорией, включая полюбившийся митинцам большой «Ландшафтный парк».

Символ Митино на углу Пятницкого шоссе и Дубравной улицы Во-вторых, район чистый, аккуратный и безопасный.

В-третьих, Митино имеет развитую инфраструктуру (транспорт, спорт, кафе и рестораны, развлекательные и культурные учреждения и прочее).

В-четвертых, район и его окрестности имеют интересную и древнюю историю, что выражается в первую очередь в наличии охраняемых и изучаемых археологических артефактов и подтверждается в самой символике (эмблеме) района.

Ландшафтный парк зимой В пятых, рядом с Митино находится «большая вода» и привлекательные интересные места на ней: Рублево; Строгино; Троице-Лыково; Северный речной вокзал; Канал имени Москвы и Деривационный канал; и главная вода самого района – речка Сходня, впадающая в неё речка Рождественка и Рождественский пруд, речка Барышиха и Пенягинские пруды, украсившие местный Ландшафтный парк.

Расскажем обо всем по порядку.

Митинский лесопарк - ноябрь 2023 В 2002 году началось строительство отрезка линии метро «Крылатское–Строгино–Митино», которая прошла по территории Строгино, Мякинино (на правом берегу Москва-реки) и древнего Спаса (уже в Митино на противоположном левом берегу реки). Строительство было запланировано как по местам скопления памятников истории и археологии в Мякининской пойме рядом со Спасом (Спас–Тушинское 1-е и Спас–Тушинское 2-е городище, Спас–Тушинские и Митинские курганные могильники), так и по местам, где проходил известный в истории волок из Москвы–реки к реке Всходне в XI–XIII веках, где пролегала Большая Волоцкая (Волоколамская) дорога.

Рождественский пруд и человейники Мира Митино В ходе работ было обнаружено значительное число археологических артефактов. Подтвердилось, что долины малых рек, омывающих район Митино и примыкающие к нему территории, — Сходни, Барышихи, Баньки, Журавки/Муравки (по которой названы Муравские улицы), Синички, Рождественки — люди начали обживать очень давно.

Об этом свидетельствует и найденный неподалеку от Митино в 1939 году фрагмент черепной крышки ниандертальского типа - одна из самых древних находок человека в Европе (об этом мы уже писали ранее в статье о Сходненской ГЭС).

Родник в Митинском лесопарке Говоря о территории Северо-Запада Москвы в целом, надо отметить, что здесь расположены три стоянки неолита конца III – начала II тысячелетия до н.э. – в Серебряном Бору, Щукине и на месте бывшей деревни Алешкино. Кроме того, обнаружены одна стоянка мезолита в Мякинино, несколько стоянок бронзового и железного века, “фатьяновской” и “дьяковской” культуры. Точнее говоря, в районе деревни Мякинино — были обнаружены предметы, относящиеся к фатьяновской культуре, датируемой II тысячелетием до Рождества Христова. В районе Спас-Тушино, а также немного северо-западнее — у речки Барышихи и в районе деревни Пенягино были обнаружены предметы дьяковской культуры эпохи раннего железного века, между VII веком до Рождества Христова и V веком от Рождества Христова.

Речка Сходня в Митинском лесопарке Древние поселения фатьяновцев (этнически, вероятно, относившихся к славяно-балто-германской общности) и дьяковцев (судя по всему, финно-угров) опустели еще в дописьменную эпоху, и только спустя долгое время территория современной Москвы была вновь заселена людьми — на этот раз, славянами.

Первые славянские поселения на территории Московского региона датируются IX–X веками. Основную роль в заселении сыграли древнерусские племена вятичей, пришедшие сюда в ходе двух волн переселений: первая имела место во 2-й половине XI века, а вторая заняла весь XII век и продолжалась до середины XIII века.

Речка Сходня в Митинском лесопарке Основными центрами расселения славян были: район будущего Звенигорода, долины рек Истра и Пахра в их нижнем течении, долина реки Пехорки, а также район будущих Спас-Тушино и Мякинино (Кренке Н.А. Древности бассейна Москвы-реки от неолита до Средневековья), то есть ближайшие окрестности Митино.

Волок Кораблей под парусами на деревянных колесах - атака на Византию Близость верховий рек Дона, Днепра, Москвы, Ламы, Сходни, Клязьмы и Яузы позволяла проживающим здесь народам с помощью волоков вести активную торговую и хозяйственную деятельность. Купеческие ладьи из Киева и Чернигова шли в Поволжье по Днепру и Десне до Гжатска (ныне город Гагарин), в окрестностях которого берет начало Москва-река. Затем корабли ставили на колеса. Под корпус корабля подводили две пары катков и закрепляли их на корме и носу. По специальным сходням вытаскивали его на берег, а затем катили ладью по бревенчатому настилу или по твердой земле до Москвы-реки, по которой спускались до места впадения в неё реки Всходни. Чтобы попасть на Волгу, караванам нужно было перебраться на Клязьму – в один из её притоков. Приближаясь к теперешней Москве, Москва-река делает очень крутой поворот на север, как бы устремляясь к самому верховью Клязьмы. Именно на этом месте, недалеко от села Спас, в Москву-реку впадает её приток Всходня (ныне речка Сходня).

Волок Кораблей под парусами на деревянных колесах - атака на Византию Вообще-то, в старину Всходнею прозывалась даже не сама река, а особая местность, составляющая обширный заливной луг Москвы-реки, вверх по течению, с отлогим, постепенно возвышающимся берегом, который под деревней Пенягино разделен долом и, чуть дальше, прорезан глубоким оврагом и речкой Барышихой (он как раз проходит по территории Митинского Ландшафтного парка). По этому долу можно было восходить к руслу Всходни, минуя её устье. Здесь, а точнее в трёх километрах от реки Всходни, в устье Барышихи, и находилась Всходня, то есть место, с которого начиналось восхождение торговых караванов в долину Клязьмы.

Речка Сходня уходит в строну поселка Новобратцевский и МКАД Мимо высокого плато, где раскинулись ныне многоэтажные корпуса Митина, корабли по глубоким оврагам проходили к реке Всходне, минуя её петляющее в нижнем течении русло, включая знаменитый ныне Сходненский ковш. Так, вплоть до XVI века торговые караваны из Новгорода и Чернигова, добираясь с товарами до Волги и Дона, бросали якоря именно против устья Барышихи.

Река Всходня была в те времена очень полноводна, с бурным течением. Известный путешественник и дипломат Адам Олеарий писал в 1643 году: «Переправлялись мы через многоводную и быстроходную реку Всходню и едва-едва не утонули в ней».

Речка Сходня уходит в строну поселка Новобратцевский и МКАД Примерно в 970-980 годах, то есть на целых 170 лет раньше основания Москвы, в устьях рек Барышихи и Всходни образовалось поселение Коробово, от которого начиналось восхождение торговых караванов по реке Всходне. Селение еще издали выделялось «горами» белых берестяных коробов. Здесь после трудного плавания останавливался на отдых купеческий, служивый и прочий люд, готовились к сухопутному «переволоку», и платили за людей и товары дань (подношение московским князьям), – «мыт» (отсюда, по одной из версий происходит название деревни Митино, когда-то звучавшее как «Мытино»).

Речка Сходня в Митинском лесопарке Уплатив «мыт», путешественники получали кров, провизию, охрану грузов, часть которых выгружали на берег для продажи, а хранили его тогда в берестяных коробах. Иногда приходилось выгружать весь товар, если ладья требовала ремонта. Отдохнув и погрузив свой товар вновь на корабли, купцы и дружинники плыли вверх по течению по реке Всходне до переволока в реку Клязьму, откуда открывались прямые пути на север и восток к соседним народам и странам.

Речка Сходня в Митинском лесопарке «Итак, – подчеркивает И. Е. Забелин, – в незапамятное для письменной истории время, в верстах двадцати от теперешней Москвы, создавалось гнездо промысла и торга, где в последствии мог возникнуть тот самый город, который мы именуем Москвою... И надо сказать, что если бы в этом всходничьем месте расселился со временем большой город, то Москва, быть может, предоставила бы ещё больше местной красоты и различных удобств для городского населения».

Речка Сходня в Митинском лесопарке Таким образом, княжеская Москва — младше окрестных крестьянских поселений, включая Коробово - Митино, которые со временем войдут в состав той же Москвы.

Историк Москвы И.Е. Забелин отметил на этой территории многочисленные славянские курганы, в том числе и в окрестностях деревни Пенягино, другой достопримечательностью которой являлись рукотворные пруды–копани, возведенные еще в XV веке на той самой речке Барышихе, о которой вместе с оврагом было упомянуто выше.

Крутые склоны и овраги Митинского лесопарка над поймой речки Сходня Сейчас эти пруды украшают Митинский Ландшафтный парк, который весьма популярен, как прекрасное место для прогулок, занятий спортом и просто красивое место для отдыха, с кучей детских площадок, большим катком с искусственной наморозкой льда и двумя летними бассейнами. Сюда ходят кататься на велосипедах, кормить лебедей и уток, плавать и просто медитировать.

Остатки домов деревни Спас у Митино - древнее местонахождение монастыря над Москвой-рекой На территории Ландшафтного парка располагаются 12 памятников археологии: курганные могильники, селища и городище славянских племён. Митинские курганы исследовали и профессиональные археологи, и любители. В конце XIX века археологом А.И. Кильсиевым было вскрыто шесть курганов у деревни Митино. Часть курганов была известна по писцовым книгам под именем «Великой могилы» (курганная группа с крупнейшим в Подмосковье курганом высотой более семи метров). Кильсиев предполагал, что здесь был захоронен какой-то знатный человек, но его предположение не подтвердилось. Зато археолог впервые опубликовал чертежи местных древних захоронений.

Вид на Путилково с верхней точки экотропы над поймой речки Сходня Ближе к нашему времени раскопки продолжили археологи-любители. Одним из них был А.Я. Поляков. Он обнаружил женские украшения, которые свидетельствовали об их принадлежности к вятичам или кривичам. А в 1938 году под руководством своего учителя П.И. Потёмкина ребята из обычной школы вскрыли два небольших кургана, где обнаружили женские украшения - браслеты, бусы. На протяжении какого-то времени эти артефакты находились в школьном музее, но в годы войны были утеряны. В наше время школьники тоже могут почувствовать себя археологами в Митино – в Ландшафтном парке района работает Школа юного археолога.

Рождественский пруд Вполне закономерно, что в этих местах в итоге был создан природный историко-культурный заказник. В соответствие с постановлением правительства Москвы от 24 марта 1994 г. «Об утверждении зон охраны памятников археологии в районе Митино» утверждены зоны охраны, зоны регулированной застройки и зоны охраняемого ландшафта. Охраняемая зона «Всходня», названная известным в истории старинным именем этой реки, входит в природный и историко-культурный заказник «Верхняя Москва-река».

Чтобы завершить рассказать об этом более близком к нашему времени историческом этапе развития местности в этом районе, обратимся к тексту посвященного Митино номера журнала «Дилетант» в специальной московской серии «Мой район».

Журнал Дилетант - номер с описанием Митино «У района Митино весьма богатая и древняя история, которая тесно переплетается с историей самой Москвы. В дошедших до нас письменных памятниках упоминание «Митина починка» впервые встречается в завещании князя Дмитрия Донского, передавшего эти земли сыну Василию.
Князь Московский и Великий князь Владимирский Дмитрий Донской передал эти земли во владение старшему сыну Василию вместе с другими территориями, согласно своей «душевной грамоте» написанной за несколько дней до смерти, между 13 и 16 мая 1389 года.
Журнал Дилетант - номер с описанием Митино Торговый путь, пролегавший в районе «Митиного починка», придавал этим землям особую ценность и, вероятно, потому упомянут в последней воле князя Дмитрия Донского. Впоследствии эту территорию в своём завещании отдельно выделит и сын Донского, Василий I, оставивший «Митин починок» своей супруге Софье. Кстати, само слово «починок» означает новое поселение».

Зелёный природный пояс Митино не ограничивается Ландшафтным парком.

Журнал Дилетант - обложка номера посвященного Митино Есть еще Митинский лесопарк с северной стороны от Пятницкого шоссе, который выходит непосредственно на речку Сходня и включает в себя речку Рождественку и Рождественский пруд под красавицей церковью Рождества Христова. Назывался он по-разному в прошлом, одно время его называли Новогорский лесопарк. Ландшафт здесь весьма красив. Крупные многоэтажные дома 12-го микрорайна Митино стоят на возвышенности по отношению к понижающейся в сторону реки Сходни лесной территории парка. Пройдя по его ухоженным аллеям с удобными лавочками некоторое расстояние на север, подходишь к высокому берегу над поймой речки Сходня, который круто уходит вниз, рассекаемый в нескольких местах довольно глубокими оврагами. Здесь много родников. Низменная пойменная часть лесопарка, примыкающая к руслу речки Сходня в том месте, где она выходит к старинному ткацкому поселку Новобратцевский, оборудована недавно красивой и удобной экотропой, похожей на Бобриную экотропу в Покровском-Стрешнево.

Знаменская церковь в Марьино Есть еще обширный лесопарк, идущий от Митино в сторону Красногорска и речки Синичка, от домов на юго-западной окраине района. Это обширный лесопарк, захватывающий большую территорию Красногорского городского округа Московской области, в том числе граничащий с соседними с Митино сёлами Ангелово и Знаменское (их красивые церкви будут описаны ниже).

Самое время поговорить о местных церквях, отражающих древнюю историю этой местности, как сохранившихся до наших дней, так и исчезнувших. Самым известным из исчезнувших является монастырь Спаса-на-Всходне с Преображенским собором и Андреевской церковью. Монастыря и храмов в том месте нет, но есть наследники в виде Преображенской церкви на Трикотажной и Рождественской церкви в Рождествено – об этом подробнее ниже.

Из сохранившихся самой древней и намоленной является Рождественская церковь в северной части Митино. Располагается она у села Рождествено над Рождественским прудом между 12-м микрорайоном Митино и новым жилым комплексом «Мир Митино».

Лестница от Рождественского храма к одноименному пруду В окрестностях Митино сохранились также два храма по соседству, существовавшие несколько столетий в виде разных построек и выстроенные в их нынешнем виде более 100 лет назад. Это церковь Николая Чудотворца в Ангелово, возведенная на месте прежней деревянной постройки в камне с 1906 по 1909 год. Интересно происхождение самого села Ангелово. Оно ведет свою историю с XV века, когда в 1471 в составе свиты Византийской царевны Софьи Палеолог (второй жены Ивана III) прибыл в Россию грек Никула Ангелов. Вскоре царь Иван III пожаловал новому подданному надел земли, где тот и основал небольшое селение, назвав его своим именем. А после поставил деревянный храм в честь своего небесного покровителя – Николая Чудотворца. Никольский храм оставался деревянным на протяжении четырех столетий. И к концу XIX века совсем обветшал. И тогда приходской священник Стефан Иосифович Холмогоров был вынужден для строительства нового каменного храма поставить поблизости кирпичный заводик, так как у селян денег на новый храм не было. В течение нескольких лет заводик зарабатывал деньги на строительство церкви через производство и поставки кирпичей, часть из которых откладывалась на возведение самого храма в Ангелово.

Никольская церковь в Ангелово Неподалеку расположена аккуратная деревянная Церковь иконы Божией Матери Знамение в Марьине-Знаменском. О существовании церкви в этом месте известно с 1700 года, когда деревянный храм был выстроен князем Григорием Борисовичем Мышецким и освящен в 1701 году. В том виде, как мы видим ее в наши дни, церковь была построена (обновлена) в 1759 году полковником Петром Андреевичем Толстым, женатом на Прасковье Фёдоровне, урождённой княжне Голицыной.

Константино-Елениниская церковь Кроме этого, в Митино есть несколько больших новоделов, самым приметным и красивым из которых является Храм святых равноапостольных Константина и Елены в Митино, расположенный в Ландшафтном парке. Благословение на возведение храмового комплекса во имя святых равноапостольных Константина и Елены дал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Решение о строительстве храмового комплекса поддержало правительство Москвы. Мэр столицы Юрий Лужков лично провел выездное заседание, на котором была одобрена архитектурно-планировочная концепция храма.

Никольская церковь в Ангелово Храм святых равноапостольных Константина и Елены – это величественный архитектурно-храмовый комплекс, проект которого разработал известный российский архитектор, академик Андрей Николаевич Оболенский, принимавший активное участие в воссоздаmнии храма Христа Спасителя. С начала 2021 года в храме регулярно совершаются службы. В 2022 году совершено малое освящение храма, закончена замена временных икон в иконостасе постоянными.

Почаевская церковь Рядом с этим крупным каменным храмом расположена небольшая, но ладная и уютная Церковь Почаевской иконы Божией Матери. Она была быстро выстроена из дерева, для прихожан на время ожидания долгого строительства каменной церкви Константина и Елены, и сохранилась, как действующая церковь, после открытия этого большого храма.

Перейдем к обещанному рассказу об истории существовавшего в прошлом в Митино монастыря и его перерождения в другие православные храмы в этой местности.

Остатки домов деревни Спас у Митино - древнее местонахождение монастыря над рекой Монастырь Спаса-на-Всходне почти двести лет оставался родовым имением бояр Квашниных/Тушиных. Создан он был либо родоначальником династии, Родионом Несторовичем, либо его сыном Иваном Родионовичем на высоком левом берегу Москва-реки, на остром мысу между рекой и оврагом. Это место расположено напротив зданий Крокус-Сити, примыкающих к МКАД у реки. Его также хорошо видно из вагонов метро на перегоне по метромосту между станциями Мякинино и Волоколамская. После смерти Ивана Родионовича монастырь перешел во владения его младшего сына Василия, прозванного Тушей, — родоначальника фамилии Тушиных.

В XVI веке монастырь процветал, на что указывает наличие в нем двух каменных церквей — собора Преображения Господня, построенного в 1-й половине XVI века, и церкви святого мученика Андрея Стратилата, построенной во 2-й половине того же столетия. Вторая церковь получила свое имя в 1542 году, благодаря праправнуку Василия Туши по имени Андакан, в крещении Андрей, который выстроил церковь в честь своего святого. Младшая дочь Андакана - Стефанида, в иночестве София, будучи монахиней и, не имея наследников, передала монастырь в 1570 году Троице-Сергиевой лавре.

В 1608–1609 году монастырь подвергся разорению, поскольку в непосредственной близости с ним располагался лагерь Лжедмитрия ΙΙ — «Тушинского вора». Преображенский собор был разрушен, имущество — разграблено. Село рядом с монастырем поначалу оставалось безымянным, в документах значилось как «село, что у Спаса на Всходне», а название Спасское впервые появилось в переписной книге 1676 года. Около 500 крестьян занимались земледелием и ткачеством, а также мелкой торговлей и кустарными промыслами, нанимались на окрестные фабрики чернорабочими и ломовыми извозчиками.

Преображенская церковь на Трикотажной в прошлом От потрясений смутного времени монастырь так и не смог отойти, иноческая жизнь не возродилась. Сохранившаяся Андреевская церковь стала местным сельским приходским храмом и в конце XVII века была переосвящена в Преображенскую, по имени разрушенного собора. Она просуществовала в этом месте на вершине высокого обрыва над рекой до 1890 года. Её пришлось разобрать из-за высокого риска сползания в реку, проявления которого стали все более заметными.

Картина Шишкина - Полдень. В окрестностях Москвы Церковь Преображения / Андрея Стратилата представляла собой выдающийся образец русской шатровой архитектуры XVI века (Раппопорт П. А. Русское шатровое зодчество конца ХVI в // Материалы и исследования по археологии СССР. М.; Л., 1949. №. 12. С. 238–301). Её пытались сохранить - существовали определенные планы укрепления берега для этого, но их не смогли реализовать. Перед разборкой церковь тщательно описали и зарисовали. Её изображение было опубликовано в книге Г. Есипова «Тушинский вор». Еще ранее, в 1860-е годы, церковь оказалась запечатлена на картине Ивана Ивановича Шишкина «Полдень. В окрестностях Москвы», которая легла в основу шишкинской коллекции Третьяковской галереи. На ней, кроме всего прочего, еще видна колокольня церкви, которая была разобрана в 1875 году.

Преображенская церковь на Трикотажной Новая церковь в честь Преображения Господня вместо разобранной была построена в 1886 году неподалеку в Тушино по проекту архитектора Всеволода Грудзинского. При этом кирпич от трапезной и колокольни старинной церкви частично использовали для сооружения ограды нового храма, расположенного в удалении от берега реки, где он вместе с этой оградой стоит и сейчас поблизости от ЖД-станции «Трикотажная». По прямой между старым и новым местами расположения церкви не более одного километра, пересекая МКАД почти под прямым углом по линии Волоколамского шоссе.

Рождественксая церковь и дом села Рождествено до восстановления 6 августа 1886 года храм в этом месте был освящен Митрополитом Московским и Коломенским Иоанникием в день праздника Преображение Господне.

К 1917 году село Спас-Тушино превратилось в крупный промышленный центр текстильной промышленности. После революции церковные земли были национализированы.

Рождественская церковь В 1929 году советская власть призвала местных жителей объединиться в колхоз «Заветы Ильича», который вскоре стал одним из передовых хозяйств Красногорского района и за успехи в животноводстве в 1939 году был представлен на ВСХВ (будущей ВДНХ).

В 1932 году была построена железнодорожная платформа Трикотажная, к которой жители села Спас проложили тропинку, которая существует до сих пор, проходя под МКАД к платформе, название которой связано с Тушинской чулочной фабрикой и фабричным посёлком Трикотажный. К запуску движения по МЦД-2 старые элементы платформы были демонтированы и отстроены заново.

Рождественская церковь В 1935 году Преображенский храм был закрыт, последний настоятель Александр Соколов репрессирован как «враг народа», предыдущий священник Александр Буравцев в 1937 году был расстрелян на Бутовском полигоне. В 1950-х годах была взорвана колокольня и снесен купол, в храме размещался клуб, затем — склад и мастерские, прилегающая территория была превращена в свалку.

Рождественские пруд и церковь Московская кольцевая автодорога разделила село в послевоенные советские времена на две части – территория на внутренней стороне МКАД отошла к Академии коммунального хозяйства и НИИ астрофизики, превратившись в промзону, а меньшая западная часть доживала свой век в ожидании сноса ветхих избушек. В 1984 году эта земля вошла в состав Москвы и селяне получили ордера на квартиры в Строгино, Тушино и почему-то в далёком Солнцево. Вероятно, по причине археологической ценности местности строительные работы в опустевшем селе Спас не велись и в избушки заселились кочующие цыгане.

В 1990 году Преображенский храм (его остатки) был возвращен Русской Православной Церкви и начал восстанавливаться. Колокольня храма заново отстроена в 1994 году.

Митинский лесопарк между 12-м микрорайоном Митино и селом Рождествено Возвращаясь к давнему времени разбора сползающей с обрыва в реку церкви Преображения / Андрея Стратилата, необходимо отметить, что кирпич от разобранной церкви нашел также применение в селе Рождествено при строительстве (обновлении) здесь каменной церкви. Веселовский С.Б. в труде «Исследования по истории класса служилых землевладельцев» от 1969 года написал об этом: «В 1890 г. эта церковь была разобрана и перенесена в с. Рождествено».

Рождественская церковь Таким образом, храм Рождества Христова в Митино является также наследником древнего монастыря Спаса-на-Всходне и прямо причастен к истории как этого монастыря, так и Троице-Сергиевой лавры и Чудова монастыря в Кремле, которым монастырь когда-то принадлежал (в XV-XVI веках земли вокруг монастыря были переданы от Троице-Сергиевой лавры во владение другой обители — кремлевского Чудова монастыря).

А какова история самого храма Рождества Христова в Митине?

Рождественская церковь Она начинается в 1630-е годы. В данный исторический период местная вотчина находилась практически в разоренном состоянии, на что последовательно повлияли опустошение подмосковных земель крымским ханом Девлетом Гереем в 1571 году, Великий голод в 1601–1603 годах и в бОльшей степени события 1608–1609 годов, когда в соседнем Тушино находилась ставка и разгульное войско Лжедмитрия II (Тушинского вора).

Рождественская церковь Восстановление нормальной жизни в деревнях, расположенных в этой вотчине, происходило при непосредственном участии и помощи со стороны руководства Чудова монастыря. Взамен старого монастырского подворья, располагавшегося в сельце Уваровское, было выстроено новое, в деревне Драчево. Не позднее 1638 года в местном подворье монастыря была построена небольшая деревянная церковь. Доказательством этому служит сохранившаяся до наших дней надгробная плита, поставленная Леонтием, священником церкви Рождества Христова, на могиле его тещи в 1638 или 1639 годах. Наличие у священника Леонтия тещи говорит о том, что он был женат, то есть церковь, хотя и располагалась на землях монастыря, не считалась монастырской. К слову сказать, те, кто посещает регулярно Рождественскую церковь в наши годы, наверняка обращал внимание на хронологию местных священнослужителей с датами на памятной плите перед церковью с левой стороны.

В середине 1640-х годов в храме Рождества Христова, по посвящению которого и само подворье с расположенными при нем крестьянскими хозяйствами стало называться уже не деревней Драчево, а сельцом Рожественным, или Рождественым, уже служил другой священник — Иван Лукин.

На рубеже XVII–XVIII веков около двух, если не трех, десятилетий священники храма Рождества Христова принадлежали к одному роду: о. Софрония сменил его сын, о. Косьма (Козма), а того — его сын, о. Авраам (Абрам). Позднее, в исповедных ведомостях 1739 г. зафиксировано имя пономаря Ефима Козмина, видимо, брата о. Авраама.

Экотропа в пойме речки Сходня В 1758 году церковь отстроили заново в очередной раз. Это было осуществлено на средства наместника Чудова монастыря архимандрита Иосифа, о чем упоминают все последующие клировые ведомости храма до 1889 года включительно. Построенное в 1758 году здание сохранилось до XX века и было разобрано лишь при советской власти. Существующее ныне каменное здание храма построили немного в стороне от того прежнего храма.

А тот храм после 1939 года был поруган. В нём располагались птицеферма, склады, токарный цех. В алтаре придела святителя Алексия была раздевалка для рабочих. Главный престол был превращён в свалку мусора и нечистот. Была попытка сделать из колокольни водонапорную башню.

После развала Советского Союза церковь была возвращена верующим, и в 1992 году указом патриарха Московского и всея Руси Алексия II в храм был назначен новый настоятель, священник Алексий Грачёв. В апреле того же года в церкви возобновилась литургическая жизнь. Отец Алексий принялся за восстановление храма с полным самоотвержением, храм восстанавливался буквально на глазах.

Экотропа в пойме речки Сходня После кончины отца Алексия в 1998 году восстановление храма продолжилось. Под руководством настоятеля протоиерея Стефана Жилы были созданы и развиты воскресная школа, кружок детской театральной студии, молодежная община. Было улучшено клиросное пение и созданы росписи. При этом росписью каменного храма, построенного в псевдорусском стиле, руководил член союза художников, реставратор первой категории по станковой живописи Ярослав Шкандрий, принимавший участие в росписи храма Христа Спасителя.

Пришло время поговорить про эмблему Митино и логику её появления.

Для этого надо вернуться к истории этих мест, использовавшихся для волока груженых речных судов. Как вы помните, по водоразделу — между притоком Москвы-реки Барышихой и рекой Всходней — проходила в прошлом Большая Волоцкая дорога следовавшая к реке Клязьме.

Обратимся снова к тексту о Митино в специальном выпуске журнала «Дилетант»:

Центр спорта Новая Звезда на улице Барышиха «Река Сходня — самая крупная река района Митино. Хоть здесь и проходит лишь малая часть её общего течения, но значение этой реки как крупного природного объекта очень велико. Сходня не только привлекает любителей отдыха у воды, особенно в летнее время, но не менее важно её историческое значение — в первую очередь, транспортное.
На территорию Москвы Сходня попадает на севере района Митино, в месте слияния с Журавкой и до МКАД течёт вдоль границы этого района. У кольцевой автодороги река резко поворачивает на юг, ещё какоето время течёт вдоль неё, а затем покидает Митино. Так и получается, что по территории района Сходня проделывает путь около 5 километров.
Далее Сходня протекает по территории района Южное Тушино, где сохранилась очень живописная часть её течения. Здесь она проходит через Братцевский парк и Сходненскую чашу nash-krai/priroda/809-reka-skhodnya-i-skhodnenskij-kovsh.html — памятник природы с 1991 года, и часть московского природного парка «Тушинский».
… От части, назначение Сходни объясняет само название. Во множестве документов разных времён, на географических картах и в литературных источниках встречаются разные его вариации: Суходня, Восходня, Всходня, Входня или Выходня. Чаще всего имя реки объясняют тем, что по ней курсировали небольшие суда — они «сходили» с волока, который находился между нынешними посёлками Подрезково и Черкизово и «всходили» к нему от Москвы-реки.
Правда, есть и другая версия. По ней ближе к устью Сходни могла быть пристань или просто удобное место, чтобы сойти с кораблей, а дальше тянуть их вдоль берега. Но такой версией труднее объяснить, как название реки устоялось на всём её протяжении.
Где же находился сам волок? В IX–XII веках по Сходне и Клязьме проходил оживлённый торговый путь. Он связывал северные славянские земли с бассейнами Днепра и Волги. Для волока лучше всего подходит наиболее узкое и пологое место на водоразделе. Между Сходней и Клязьмой, которая как раз относится к бассейну Волги, такое место есть между Подрезковым (ориентир — платформа «Подрезково») и Черкизовым (микрорайон Черкизово) в Химках. Там, в междуречье, сохранились и водоёмы, которые, возможно, использовались при транспортировке судов. Длина волока в этом месте, по предположению историков, могла быть около 5 километров, днако достоверной информации о том, как именно он осуществлялся, у учёных нет».

Волок Ладьи от речки к речке вблизи Москвы в прошлом Таким образом, грузы здесь перевозились на ладьях по рекам, в том числе по Сходне вверх по течению. Часть пути преодолевалась волоком по суше, когда надо было перебросить ладьи от речки к речке или преодолеть отмель в реке (спрямить петляние и крутые изгибы реки).

Отсюда и появилась эмблема Митино в виде корабля под парусами на колесах. Если быть точным, то эмблема состоит из двух частей: верхней и нижней. В верхней части красного цвета расположено изображение старинной золотой ладьи под парусом на колесах. В нижней же части на зеленом фоне расположено изображение дубового листа, имеющего золотой цвет, что отражает наличие старинной природной дубравы, располагавшейся у речки Барышихи, и соответствует топонимическим особенностям района: Дубравная улица, речка и улица Барышиха.

Есть еще одно историческое толкование этой эмблемы (её верхней части). В 907 году состоялся знаменитый второй поход руссов во главе с Олегом на Византию. Огромное русское воинство двинулось опять на ладьях на Царьград – Константинополь. Это был не первый поход, поэтому на этот раз византийцы, наученные горьким опытом, решили пойти на хитрость и умудрились перетянуть вход в бухту у столицы огромной толстой цепью, чтобы помешать русскому флоту. Чтобы обойти возникшее препятствие, русы высадились на сушу, поставили ладьи на колёса (катки) и под их прикрытием от стрел и под парусами для скорости, пошли в атаку. Потрясенный необычным зрелищем и напуганный, византийский император со своим окружением запросил мира и предложил откупиться. Возможно, с тех пор и пошло крылатое выражение о достижении цели любыми путями: «не мытьём, – так катаньем». Загрузив на ладьи и телеги огромную контрибуцию, русы выторговали ещё и беспрепятственный доступ русских купцов на византийские рынки и беспошлинное право торговли на всей территории Византийской империи. В 911 году обе стороны скрепили подписью этот договор.

Интересно, что именно район Митино, первым из всех районов Москвы, был удостоен законной эмблемы, отражающей его историю и те самобытные черты, которые делают Митино неповторимым городским поселением в границах Москвы.

Герб Митино Распоряжением префекта Северо-Западного округа, члена Правительства Москвы В.А. Козлова от 19.03.1997 года была утверждена гербовая эмблема района Митино. Этим актом, принятым на основании решения специальной научной организации «Московской Геральдии при мэре города» за № 1, впервые в новейшей истории московского мегаполиса возрождена многовековая традиция, восходящая к XV веку, когда в годы царствования Василия Темного московские бояре получили свои первые фамильные гербы.

Но вернемся к истории Митино после смутных времен и «Тушинского вора». Оказавшись в составе вотчины Чудова монастыря, Митино стало крупной деревней, но эпидемия чумы 1654 года практически полностью выкосила людей и лишь спустя полтора столетия Митино возродилось.

В XIX веке Митино стало популярным местом отдыха для знатных москвичей. Богатые купцы и дворяне строили на этих землях особняки и усадьбы. Митино тогда перенесли ближе к Пятницкому шоссе, близость к крупной торговой дороге привела к тому, что село начало быстро разрастаться. Согласно документам, в 1852 году в Митино было 54 двора, а к началу 1860-х годов – 78 дворов.

Рождественские пруд село и храм После проведения крестьянской реформы местные крестьяне на протяжении длительного времени платили выкупные платежи по 25 рублей в год с одного двора. В 1899 году в Митине проживало более 500 человек, большая часть которых зарабатывала на жизнь различными промыслами. Практически все женщины вязали для продажи чулки и перчатки. В Митине начали изготавливать мебель, также жители уходили на заработки и занимались ломовым извозом, нанимались на красильные и ткацкие фабрики. Доход приносил и дачный промысел, так на 102 деревенские избы приходилось 177 построек, предназначенных для дачников.

В 1879 году в селе открылась земская четырехклассная школа. В которой обучались местные дети и дети из ближайших деревень. В 1879 году в ней числилось 102 ученика. После Октябрьской революции в селе начала работу столярная артель. Многие мужчины работали на московских и братцевских фабриках.

Экотропа в пойме речки Сходня Однако настоящий расцвет Митино пришелся на советскую эпоху. Здесь были размещены множество предприятий, включая фабрики по производству детских игрушек и продукции из дерева. После революции митинцы объединились в колхоз, о чем уже сказано выше, а по соседству начал складываться посёлок фабричных рабочих.

В 1938 году здесь обосновались военнослужащие войск противовоздушной обороны – штаб 251-го зенитного полка, медсанчасть, артиллерийские и автотракторные мастерские. Во время Великой Отечественной войны зенитчики защищали столичное небо от вражеских налётов.

Наибольший рост деревни Митино пришелся на начало 1960-х годов. Тогда в ней числилось 920 жителей. Однако уже в 70-е годы молодежь из деревни начинает переселяться в фабричные поселки близлежащих заводов.

Вид с верхнего этажа ЖК Мир Митино на Рождествено и Митино Расположение Митино к Москве, наличие свободных земель и большого лесного массива стали основой для принятия решения о передаче его территории в состав Москвы с целью создания здесь нового микрорайона, население которого должно было составить 120 тысяч человек. Решение о включении в состав столицы было принято в 1984 году.

Окрестности деревни оказались привлекательны для массового заселения и сегодня Митино — один из самых быстрорастущих районов Москвы, в котором справили новоселье около 200 000 человек.

В середине 90-х годов едва ли не общероссийскую известность району Митино принес знаменитый радиорынок. На прилавках палаток можно было найти практически любую электронику или комплектующие для нее: от кинескопов для телевизоров и видеомагнитофонов до первых мобильных телефонов и пейджеров. Рынок был и в какой-то степени остается (он действует до сих пор) настоящей «эпохой» для любителей техники.

Рождественская церковь В Митино есть свой уникальный и неповторимый музей, связанный с космосом – Музей Морского Космического флота. Жидкин Валентин Фёдорович – человек, создавший этот музей в 1999 году, – показал космос совсем с другой «морской» стороны. Именно с кораблей морского космического флота шло информационное обеспечение летно-конструкторских испытаний космических аппаратов. Принимались телеметрические данные о состоянии спутников и передавались необходимые данные на борт космических аппаратов. Информацию об этих кораблях, об этапах освоения космоса можно узнать тут – в маленьком, но очень интересном митинском музее. А ещё здесь есть интересная коллекция морских обитателей.


Яндекс.Метрика