Памятник князю Юрию Звенигородскому и преподобному Савве Сторожевскому Когда мы говорим о легендах и людях земли, которая административно относится к территории Одинцовского и соседних с ним районов Московской области, невозможно уйти от разговора о Савве Сторожевском и Звенигороде (не зря Савву также называли «Звенигородским»).

Его фигура была и остается знаковой и масштабной не только для этих мест, но и для всей России, почитаемой как простыми людьми, так и царями.

Имя Саввы неразрывно связано с названием расположенного рядом со Звенигородом и одного из самых почитаемых в России православных мест - Саввино Сторожевского монастыря. При этом история знаменитого монастыря связана с четырьмя реальными историческими личностями, причисленными Русской православной церковью к лику святых: в первую очередь, с устроителем монастыря Саввой Сторожевским (Звенигородским), монахом иконописцем Андреем Рублевым, митрополитом Московским Филаретом и великой княгиней Елизаветой Федоровной.

Святой Савва Монастырь был отмечен неоднократными приездами царей на богомолье по дороге, идущей от Кремля на запад примерно также, как проходит современная «Рублевка», откуда пошло второе обиходное название Рублево-Успенского шоссе – «Царская дорога», которое в наше время приобрело едкий ироничный двойной смысл, из-за нахождения на ней правительственных загородных резиденций и вилл олигархов.

Главной святыней Саввино Сторожевского монастыря являются мощи преподобного Саввы.

В ските Саввы Сторожевского под Звенигородом Глава и кости преподобного Саввы Сторожевского пребывают в ковчеге раке в юго восточном углу Рождественского собора. Верующие люди рассказывают о многих чудотворениях, а также исцелениях по молитвам преподобного Саввы. Поблизости от Саввино Сторожевского монастыря, примерно в двух километрах, расположены святой источник преподобного Саввы Сторожевского и Саввинский скит, который был основан в 1862 году отцом Геннадием на средства купца звенигородца Павла Григорьевича Цурикова. Тогда над пещерой, вырытой, как повествует легенда, самим преподобным Саввой, возвели церковь и кельи на четыре монаха. Церковь в 1862 году была освящена митрополитом Московским Филаретом. В 1869 году в скиту возвели еще пять деревянных келий на каменных подклетах и гостиницу с храмом святителя Николая Чудотворца на втором этаже.

Звенигород - памятник Савве у монастыря Уже в наше время после восстановления закрытого в постреволюционные годы монастыря, ему был передан и Саввинский скит. Кроме того, Саввино Сторожевский монастырь имеет подворья: Успенский собор на Городке (1399–1400 гг.) и церковь Живоначальной Троицы (1826–1829 гг.) в селе Ершово. Белокаменный Успенский собор на Городке имеет исключительную архитектурно художественную значимость. Это небольшой четырехстолпный одноглавый храм крестово купольного типа, являющийся одним из лучших произведений раннемосковского зодчества. На восточных столпах, стенах, сводах, в барабане раскрыты фрески, выполненные в начале ХV века Андреем Рублевым. В 1918 году именно около этого собора были найдены три иконы из «Звенигородского чина», написанные Андреем Рублевым, – образы Спасителя, архангела Михаила, апостола Павла (ныне хранятся в Государственной Третьяковской галерее в Москве).

Саввино-Сторожевский монастырь Монастырь был основан в 1398 г. (по другим данным – в 1380 г.) по желанию крестника Сергия Радонежского – младшего сына великого князя Московского Дмитрия Ивановича Донского, – звенигородского князя Юрия (Георгия). В истории он известен как Юрий Дмитриевич Звенигородский (1374–1434).

Духовником князя Юрия Звенигородского был один из первых учеников Сергия Радонежского – Савва (названный позже Звенигородским, или Сторожевским).

Преподобный Савва на картине Юрия Нагулко В юности Савва поступил в Троицкий монастырь, где был игуменом Сергий Радонежский, который и постриг юношу. Савва отличался среди других монахов исключительной точностью исполнения всех монастырских правил, духовных и церковных правил, которые он всегда выполнял с желанием, готовностью, смирением, что отражало его духовную мудрость. После смерти Сергия Радонежского, а также после смерти его ученика Никона, Савва стал третьим игуменом Троицкой обители. Но Савва недолго оставался игуменом знаменитого Троицкого монастыря, он не искал церковной карьеры, а стремился освободить себя от организационных дел и полностью посвятить себя служению Богу. Вот почему игуменом он был только несколько лет и удалился в пустынное место на Москве реке, устроил там себе келью и проводил жизнь в молитвах и постах.

Преподобный Савва Сторожевский Князь Юрий Звенигородский упросил Савву заложить около Звенигорода, на горе Сторожи деревянную церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Для уединенной молитвы Савва часто удалялся в находящийся поблизости глубокий тогда овраг, где он выкопал себе пещеру (на ее месте в ХIХ в. основали Саввинский скит). Князь Юрий Звенигородский просил Савву остаться в его владениях навсегда и основать на избранном месте новую обитель и возглавить ее. В конце концов Савва дал согласие основать монастырь и стать его игуменом. Кроме религиозных функций монастырь служил военным форпостом на западных границах Московской земли.

В 1399 г. князь Юрий Звенигородский совершил удачный поход на волжско камских булгар, из которого вернулся с большой добычей. После этого удачного похода Юрий Звенигородский смог создать Успенский собор на Городке в Звенигороде и выделить средства для строительства в полутора километрах от Городка монастыря, который он оценивал, как свой придворный монастырь. Место для строительства было выбрано очень удачное. Еще до создания монастыря здесь находился сторожевой пост со Сторожевой башней и висел колокол, предупреждавший о приближении врагов. (По одной из версий, название города Звенигород складывается из двух слов «звени» и «гора» и связано с этим колоколом на Сторожевой горе.)

Поезд царицы на богомолье при царе Алексее Михайловиче Князь Юрий Звенигородский приписал к новому монастырю многие села и деревни, пожертвовал ему имения. Почти девять лет Савва оставался игуменом устроенного им монастыря. При нем была построена прекрасная церковь с позолоченной главой и многие другие здания. Савва умер в 1407 г., когда был уже очень старым человеком; его похоронили в построенном в 1405 г. белокаменном соборе в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Все русские цари уважительно относились к памяти основателя Саввино Сторожевского монастыря, делали щедрые пожертвования ему. С ХVI века монастырь стал местом царского богомолья. Особенно часто его посещали цари Иван Грозный и Федор Алексеевич Романов.

Царь Алексей Михайлович (Тишайший) Первый русский царь из династии Романовых Михаил Федорович очень любил Саввино Сторожевский монастырь, куда он часто приезжал, жил по несколько дней с сыном Алексеем, который затем стал царем Алексеем Михайловичем. В 1549 г. Савва Сторожевский был канонизирован при царе Алексее Михайловиче, в 1652 г. были обретены его мощи. Саввино Сторожевский монастырь стал излюбленным местом богомолья и охоты царя Алексея Михайловича.

Андрей Рублев. Архангел Михаил. Икона Звенигородского чина. Конец XV – начало XVI в. В середине ХVII в. царь Алексей Михайлович выбрал именно этот монастырь в качестве своей подмосковной резиденции и велел его заново отстроить. При нем монастырь достиг наивысшего процветания, по настоянию царя этому монастырю присвоили статус лавры (лавры – наиболее важные и привилегированные монастыри). Царь подарил монастырю земли, а также рыбные ловли, соляные варницы на Волге и Каме, сделал богатые вклады в монастырь деньгами и ценностями, приписал к нему 19 монастырей с их угодьями и землями в разных концах своего государства. Число монастырских крепостных крестьян в эти годы достигало 17,5 тысяч (это только мужчины).

Царь Федор Алексеевич Царь Алексей Михайлович жил в Саввино Сторожевском монастыре по несколько недель каждый год. В этом монастыре он любил праздновать с монахами день памяти преподобного Саввы. За две недели до праздника царь отправлял в монастырь сотников для приготовления к торжествам меда, пива, кваса, браги. В день праздника с монастырских стен и башен стреляли из пушек саввинские стрельцы; это был своего рода праздничный салют в честь преподобного Саввы. Ради проведения этого салюта 200 стрельцов по указанию царя поселили около монастыря, так образовалась рядом с ним особая стрелецкая слобода. В 1650–1656 гг. при царе Алексее Михайловиче в этом монастыре был период активного и успешного каменного строительства. Для колокольни монастыря вылили замечательный колокол великан весом 35 т; звон его был слышен в Москве (колокол погиб после закрытия монастыря в советский период).

Царь Иван Грозный в монастыре Его сын Федор Алексеевич Романов, слабый и больной, при этом чрезвычайно богомольный человек, любил и очень часто посещал Саввино Сторожевский монастырь. Он хорошо помнил, что с середины ХV в. страждущие богомольцы получали исцеления по молитвам к преподобному Савве в устроенном им монастыре. В 1682 г. по указанию царя Федора Алексеевича возвели серебряную позолоченную раку над мощами первого игумена монастыря Саввы. Сестра царя, а затем регентша при малолетних царях Иване и Петре Романовых – Софья Алексеевна – также покровительствовала Саввино Сторожевскому монастырю, способствовала в нем строительству и благоустройству. На вклад царевны Софьи в 1693 г. построили Преображенскую церковь. Царевна Софья и ее младшие братья – цари всегда помнили о верности этого монастыря дому Романовых. В дни стрелецкого бунта в Москве в 1682 г. именно в Саввино Сторожевском монастыре нашли убежище малолетние государи Иван и Петр Алексеевичи и царевна Софья, а также вдовствующая императрица и мать Петра – Наталья Кирилловна Нарышкина, вторая жена царя Алексея Михайловича.

Царь Иван Грозный К Саввино Сторожевскому монастырю почтительно относились все русские императоры и императрицы. Дважды приезжали в Саввино Сторожевский монастырь императрицы Елизавета Петровна (1740, 1749 гг.) и Екатерина II (1762, 1775 гг.). В 1839 г. монастырь посетил император Николай I, который приехал сюда со своим зятем – сыном принца Евгения Богарне – Богарне Младшим. В 1861 г. монастырь посетил император Александр II с супругой – императрицей Марией Федоровной. Саввино Сторожевский монастырь неоднократно посещали разные члены царской семьи. Так, в 1884–1897 гг. здесь четырежды побывали Великий князь Сергей Александрович и его жена великая княгиня Елизавета Федоровна, а также великий князь Павел Александрович. Эти приезды всегда сопровождались щедрыми пожертвованиями на строительство и благоустройство обители.

События 1917 г. круто изменили судьбу Саввино Сторожевского монастыря. В 1918 г. местные представители новой власти реквизировали часть собственности Саввино Сторожевского монастыря, из за этого произошел вооруженный конфликт, повлекший человеческие жертвы.

Царевна Софья В 1919 г. по постановлению Народного комиссариата юстиции и съезда Советов Звенигородского уезда была кощунственно вскрыта рака с мощами преподобного Саввы Сторожевского, мощи были конфискованы. Все это вызывало бурные протесты братии и жителей Звенигорода. Новая власть карала недовольных ее действиями, производя многочисленные аресты людей, пытавшихся защитить православную святыню.

Благовещение. Роспись Рождественского собора В 1994–1995 гг. в Саввино Сторожевский монастырь несколько раз приезжал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Он смог добиться договоренности о совместном использовании белокаменного соборного храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастырем и музеем. В Рождественском соборе стали проводить богослужения, а с 1995 г. Саввино Сторожевский монастырь был возрожден. В 1998 г. в действующем монастыре отмечали 600 летие его основания. Во время юбилейных торжеств патриарх Алексий II особо торжественной процессией перевез в монастырь мощи преподобного Саввы Сторожевского. Долгие годы часть мощей преподобного Саввы (его глава) хранилась в семье Успенских, они в 1985 г. передали эту святыню в Московский Свято Данилов монастырь.

По материалам книги В.Г. Глушковой «Монастыри Подмосковья. Исторический путеводитель».

Яндекс.Метрика