Шлюз 8 Канала имени Москвы Седьмой и восьмой последние и самые большие шлюзы Канала имени Москвы. Они являются не только мощным техническим устройством, но и представляют собой единый красивый пространственно-архитектурный ансамбль.

Построены они по проекту архитектора В.Ф. Кринского. Двенадцать высоких прямоугольных башен, фланкирующих створки ворот шлюзов (по 6 башен на каждый шлюз, установленных с двух сторон у головных, средних и нижних ворот), образуют аллею, украшающую водную магистраль.

Шлюз 8 Канала имени Москвы Оба шлюза двухкамерные и соединяют Москву-реку и Химкинское водохранилище, располагаясь один над другим в Покровском-Стрешнево на южном склоне канала, нивелируя перепад высот водной поверхности в 36 метров. Восьмой шлюз находится ближе к Москва-реке, начинаясь практически над Волоколамским шоссе.

Прежде, чем продолжить рассказ об этих шлюзах, стоит сказать несколько слов о самом Канале, который в 2023 году отмечает 85-летний юбилей.

Плакат о 85-летии  Канала имени Москвы у шлюза 7 Строительство сложного гидротехнического сооружения — канала Москва-Волга (ныне Канал имени Москвы) длиной 128 километров развернулось в 1933 году и продолжалось до 1937 года. Тогда же было создано Химкинское водохранилище и построен великолепный Северный речной вокзал.

Башни средних ворот седьмого шлюза со стороны Большой Набережной В 1938 году канал был открыт для судоходства. Глубоководный путь, соединивший Москву с Волгой, позволил превратить столицу в крупнейший «порт пяти морей». Кроме того, канал играет важную коммунально-хозяйственную роль в жизни столицы – он обеспечивает около 60% всей потребляемой Москвой воды, служит для обводнения Москвы-реки, обеспечивает электроэнергией многие предприятия Московской области (на канале сооружены 8 ГЭС).

Вид с мостика над шлюзом 7 на шлюз 8 Именно над седьмым шлюзом у его нижних ворот находится пешеходный мостик, по которому от Большой Набережной улицы можно перейти в сторону парка Покровское-Стрешнево и Экотропы в долине реки Химка. Мостик этот в прошлом соединял располагавшийся на правом берегу канала подмосковный город Тушино (присоединен к Москве в 1960 году), с Москвой, а именно с районом Покровское-Стрешнево – на левом берегу. Сейчас административно оба берега относятся к району Покровское-Стрешнево. А граница района Южное Тушино пролегла дальше, отступив вглубь от канала на запад.

Головные ворота седьмого шлюза Шлюз № 7 украшен скульптурами и рельефами, изображающими строителей канала. Скульптурная тема шлюза № 8 — авиация — определялась в то время близостью к аэродрому Тушино (где сейчас расположен стадион Спартака – «Открытие-арена»). В облицовке башен использовались ценные породы камня — розового и серого гранита, черного полированного лабрадора, зеленого диорита и белого мрамора.

В первой нижней камере седьмого шлюза Габариты камер шлюзов: полезная длина - 290 м, полезная ширина - 30 м, глубина на пороге - 5,5 м. Питание шлюзов — головное, с наполнением камеры из-под затвора, время наполнения — 13 мин. Минимальное время прохождения судном шлюза — 1 час. У верхней головы камеры шлюза №7 (со стороны водохранилища) перекрывается сегментными затворами, у средних и нижних — двухстворчатыми воротами. У верхних ворот шлюза также расположены аварийные заградительные ворота.

Наполнение водой первой камеры седьмого шлюза Сам процесс прохождения шлюза довольно интересен. Его запирают огромные ворота, расположенные прямо под пешеходным мостом и хорошо видные оттуда. Корабли подходят к шлюзу с обеих сторон и ждут своей очереди. Тот корабль, что подходит снизу, от восьмого шлюза, очень хорошо виден. Тот, что со стороны водохранилища, сверху, не виден совсем. Сначала в камеру пропускают судно с той стороны, которая ниже по течению. В камеру в общей сложности может поместиться, например, большой сухогруз, два пассажирских теплохода и яхта. Все они швартуются, створки закрываются, и камера через водоводы в стенках сооружения (внутри опускаются массивные заслонки) наполняется водой. После наполнения камеры открываются средние ворота, судно выходит во вторую камеру шлюза.

Открываются средние ворота во вторую камеру седьмого шлюза Затем теплоход, или баржа, или яхта выходит и из второй камеры в Химкинское водохранилище в открывшиеся головные ворота, покидая шлюз. На его место в верхнюю камеру становятся те теплоходы, которые плывут из водохранилища по каналу вниз. И процедура повторяется в обратном порядке: вода из камеры сливается до уровня нижнего водоема, между седьмым и восьмым шлюзами, корабли выходят. Механизмы затворов ворот приводятся в действие электричеством.

Вид на открытую вторую камеру и головные ворота седьмого шлюза Навигационный период и судоходство осуществляются с весны по осень. В зимний период шлюзы не эксплуатируются. В это время производится их ремонт и техническое обслуживание. Вода сливается и камеры осушаются. Это единственный период, когда можно увидеть заснеженное дно шлюзов с расположенной на нем техникой для ремонта.



Реклама

Яндекс.Метрика