Седьмой и восьмой последние и самые большие шлюзы Канала имени Москвы. Они являются не только мощным техническим устройством, но и представляют собой единый красивый пространственно-архитектурный ансамбль.
Построены они по проекту архитектора В.Ф. Кринского. Двенадцать высоких прямоугольных башен, фланкирующих створки ворот шлюзов (по 6 башен на каждый шлюз, установленных с двух сторон у головных, средних и нижних ворот), образуют аллею, украшающую водную магистраль.
Оба шлюза двухкамерные и соединяют Москву-реку и Химкинское водохранилище, располагаясь один над другим в Покровском-Стрешнево на южном склоне канала, нивелируя перепад высот водной поверхности в 36 метров. Восьмой шлюз находится ближе к Москва-реке, начинаясь практически над Волоколамским шоссе.
Прежде, чем продолжить рассказ об этих шлюзах, стоит сказать несколько слов о самом Канале, который в 2023 году отмечает 85-летний юбилей.
Строительство сложного гидротехнического сооружения — канала Москва-Волга (ныне Канал имени Москвы) длиной 128 километров развернулось в 1933 году и продолжалось до 1937 года. Тогда же было создано Химкинское водохранилище и построен великолепный Северный речной вокзал.
В 1938 году канал был открыт для судоходства. Глубоководный путь, соединивший Москву с Волгой, позволил превратить столицу в крупнейший «порт пяти морей». Кроме того, канал играет важную коммунально-хозяйственную роль в жизни столицы – он обеспечивает около 60% всей потребляемой Москвой воды, служит для обводнения Москвы-реки, обеспечивает электроэнергией многие предприятия Московской области (на канале сооружены 8 ГЭС).
Именно над седьмым шлюзом у его нижних ворот находится пешеходный мостик, по которому от Большой Набережной улицы можно перейти в сторону парка Покровское-Стрешнево и Экотропы в долине реки Химка. Мостик этот в прошлом соединял располагавшийся на правом берегу канала подмосковный город Тушино (присоединен к Москве в 1960 году), с Москвой, а именно с районом Покровское-Стрешнево – на левом берегу. Сейчас административно оба берега относятся к району Покровское-Стрешнево. А граница района Южное Тушино пролегла дальше, отступив вглубь от канала на запад.
Шлюз № 7 украшен скульптурами и рельефами, изображающими строителей канала. Скульптурная тема шлюза № 8 — авиация — определялась в то время близостью к аэродрому Тушино (где сейчас расположен стадион Спартака – «Открытие-арена»). В облицовке башен использовались ценные породы камня — розового и серого гранита, черного полированного лабрадора, зеленого диорита и белого мрамора.
Габариты камер шлюзов: полезная длина - 290 м, полезная ширина - 30 м, глубина на пороге - 5,5 м. Питание шлюзов — головное, с наполнением камеры из-под затвора, время наполнения — 13 мин. Минимальное время прохождения судном шлюза — 1 час. У верхней головы камеры шлюза №7 (со стороны водохранилища) перекрывается сегментными затворами, у средних и нижних — двухстворчатыми воротами. У верхних ворот шлюза также расположены аварийные заградительные ворота.
Сам процесс прохождения шлюза довольно интересен. Его запирают огромные ворота, расположенные прямо под пешеходным мостом и хорошо видные оттуда. Корабли подходят к шлюзу с обеих сторон и ждут своей очереди. Тот корабль, что подходит снизу, от восьмого шлюза, очень хорошо виден. Тот, что со стороны водохранилища, сверху, не виден совсем. Сначала в камеру пропускают судно с той стороны, которая ниже по течению. В камеру в общей сложности может поместиться, например, большой сухогруз, два пассажирских теплохода и яхта. Все они швартуются, створки закрываются, и камера через водоводы в стенках сооружения (внутри опускаются массивные заслонки) наполняется водой. После наполнения камеры открываются средние ворота, судно выходит во вторую камеру шлюза.
Затем теплоход, или баржа, или яхта выходит и из второй камеры в Химкинское водохранилище в открывшиеся головные ворота, покидая шлюз. На его место в верхнюю камеру становятся те теплоходы, которые плывут из водохранилища по каналу вниз. И процедура повторяется в обратном порядке: вода из камеры сливается до уровня нижнего водоема, между седьмым и восьмым шлюзами, корабли выходят. Механизмы затворов ворот приводятся в действие электричеством.
Навигационный период и судоходство осуществляются с весны по осень. В зимний период шлюзы не эксплуатируются. В это время производится их ремонт и техническое обслуживание. Вода сливается и камеры осушаются. Это единственный период, когда можно увидеть заснеженное дно шлюзов с расположенной на нем техникой для ремонта.