Памятник Тысячелетие Руси Красивое имя у этого красивого города.

Первое слово точно отражает значимость этого города в далеком прошлом, начиная с IX века (первое письменное упоминание о городе датируется 859-м годом) и заканчивая XV веком, когда «Новгородскую вольную республику» трагически разгромил Иван III.

Новгород играл важную роль в истории Руси, фактически став первой её столицей. Летопись рассказывает: «И принял власть один Рюрик, и пришел к Ильменю, и срубил город над Волховом, и назвал его Новгород, и сел тут княжить, раздавать волости и города рубить».

Звонница Кремля Великого Новгорода Расположение Новгорода было выгодным географически, на перекрестке водных путей, идущих из Балтики с севера и запада на юг и восток. Город превратился в экономически мощный и богатый торговый центр, пересечение торговых путей, важный укрепленный пункт на пути «из варяг в греки». Новгородцы богатели за счет торговли, были образованными, сильными и свободными, распространяли свое влияние через экономику на соседние регионы и народы, служившие им защитой от внешних неприятелей.

В наши дни это слово «Великий» тоже точно отражает суть этого города, но уже с точки зрения его места в общей истории и культуре нашей страны.

Здание туристического бюро - Красная изба Второе слово в названии города, казалось бы, просто истолковать – «Новый город», то есть построенный вновь, недавно. Но центральная часть города как раз является исторической, старой. Она не тронута современной многоэтажной застройкой. За что отдельный респект городским и областным властям, принявшим закон о запрете высотной застройки центральной части города и не поддавшимся давлению девелоперов и строителей, готовых закатать за «гроши» в бетон все, включая наши национальную историю, память и самосознание.

Здесь в центре много церквей и храмов, невысокие уютные дома окружены деревьями, улицы зеленые, по вечерам тихие и спокойные, наполненные мелодиями соловьиных трелей.

Торг у Волхова Казалось бы, нет места для слова «новый» в наши дни. Но это не так. Это слово в названии города становится уместным, когда покидаешь центральную часть города и перемещаешься в новые промышленные районы, со стандартной застройкой многоэтажками, «человейниками», как их сейчас называют в Москве, и большими современными торговыми центрами. Это действительно совсем другой, «новый» город, по сравнению с историческим центром.

Вечерний Великий Новгород у моста через Волхов к Детинцу Но вот, что касается местных жителей - велико новгородцев, то история и культура города, его архитектура, великолепная и обширная центральная часть, прекрасные Волхов и Ильмень наложили на них общий отпечаток, независимо от того, где они живут – в центре, близко к нему, или далеко - в новой части города. Такое впечатление, что все они наследники «великой вольной торговой республики» и носят в себе частицу генетической памяти своих великих вольных предков.

Поэтому, знакомясь с прекрасными архитектурными и культурными ценностями города и его окрестностей, постарайтесь ещё ощутить ауру этих мест, почувствовать людей – Вы будете очарованы!

Вечерний Великий Новгород у моста через Волхов к Детинцу В средние века Новгород был городом-республикой (как Гамбург, Бремен или Ревель). Окончательно новгородчина, как Республика, сложилась к середине XIII века. Еще до этого времени, когда на Руси одновременно правили несколько сильных князей, Новгород сам заключал договор с одним из них и принимал в качестве правителя его родственника. Но если князь не нравился новгородцам, то ему «указывали путь», изгоняя из города (с 1095 по 1305 годы князья в Новгороде менялись 55 раз).

Вечерний Великий Новгород у моста через Волхов к Детинцу В XIII веке в Новгороде действует одновременно с народным Вече Совет господ во главе с архиепископом, избиравшимся на Вече, как и высшие должностные лица Республики – посадские и тысяцкие, которые избирались из новгородских бояр.

Этому периоду в жизни Великого города пришел конец, когда в конце 15 века Новгород захватил Московский князь Иван III (дед Ивана Грозного). Не хотел вольный самоуправный город покориться князю, поэтому, как гласит легенда, пришлось Ивану продать душу Дьяволу.

Вот как это описывает Сергей Есенин:

Вид на Детинец со стороны Ярославова Дворища Не чернец беседует с Господом в затворе —
Царь московский антихриста вызывает:
«Ой, Виельзевуле, горе мое, горе,
Новгород мне вольный ног не лобызает!»
Вылез из запечья сатана гадюкой,
В пучеглазых бельмах исчаведье ада.
«Побожися душу выдать мне порукой,
Иначе не будет с Новгородом слада!»
...
Валдайское озеро ...В зарукавнике Марфа Богу молилась,
Рукавом горючи слезы утирала;
За окошко она наклонилась,
Голубей к себе на колени сзывала.
«Уж вы, голуби, слуги Боговы,
Солетайте-ко в райский терем,
Вертайтесь в земное логово,
Валдай - Иверский монастырь Стучитесь к новоградским дверям!»
Приносили голуби от Бога письмо,
Золотыми письменами рубленное;
Села Марфа за расшитою тесьмой:
«Уж ты, счастье ль мое загубленное!»
И писал Господь своей верной рабе:
«Не гони метлой тучу вихристу;
Как московский царь на кровавой гульбе
Продал душу свою антихристу...»

Захватив город, князь велел снять "вечевой колокол", звон которого созывал горожан на собрания-вече, где народом принимались важные решения. Снятие колокола означало для города поражение перед новой властью.

Валдайское озеро и Иверский монастырь Есть легенда о святом страннике Зосиме, который отправился в Великий Новгород, чтобы пожаловаться Марфе Посаднице на притеснение его монастыря соседями - ее управителями. Марфа Посадница пригласила странника к себе на пир. Зосиму было печальное видение, что шесть бояр, сидевших рядом с ним - обезглавлены. Святой не смог сдержать слез. Его спросили о причине печали и он ответил, что увидел шестерых гостей обезглавленными, а это означает их скорую казнь.
"Близко время, когда двери этого дома будут закрыты и дом будет пуст" - говорил Зосим. Действительно, после захвата города Иваном III шестеро местных бояр были обезглавлены.

Покорившимся боярам удалось избежать казни. Князь даже проявил милость, отправил их на службу в Москву, а в Новгород переселил бояр московских:

«переведе из Новагорода из Великого… всех голов болши тсячи, и жаловал их на Москве давал поместья… а в Новгород Великий на их поместья послал московских многих лутчших гостей и детей боярских…»

Софийский собор Многие туристы, приезжающие в Великий Новгород, оказавшись в Кремле у стен Софийского собора, задаются вопросом о необычном украшении верхушки креста на куполе храма в виде птицы.

История появления голубя на кресте главного купола Софийского собора удивительная и в то же время трагическая, так как связана с еще более жестоким кровопролитием новгородцев уже со стороны Ивана Грозного.

Софийский собор В конце 1569 года царь Иван Грозный отправился в поход против Новгорода. Он заподозрил новгородцев и своего двоюродного брата князя Старицкого в том, что они якобы хотели отравить царя, и в том, что они хотели признать над собой власть поляков. В итоге Иван Грозный убил своего брата и решил отправиться в Новгород. Карательный поход длился, по некоторым данным, полтора месяца, здесь всё разворовывалось, уничтожалось. О погибших также доподлинно не известно, одни утверждают о полутора тысяч погибших, другие - о 60 тысяч жителей Новгорода.

Софийский собор По утверждениям летописцев, кровь новгородцев ручьями текла по улицам. В один из дней разгрома над городом пролетал голубь. Устав, он сел передохнуть на крест главного купола Софийского собора, а когда увидел, что творится внизу, то окаменел от ужаса. А спустя некоторое время один из монахов рассказал о явлении Богородицы, которая открыла ему секрет, что голубь послан новгородцам в утешение. Легенда гласит: пока голубь сидит на кресте, Новгород будет жить и процветать. Как только голубь слетит, то и городу больше не бывать.

Софийский собор Любопытен и тот факт, что на памятнике «Тысячелетие России», установленном напротив Софийского собора более 150 лет назад, среди государственных деятелей вы не найдете царя Ивана Грозного.

Святая София является самым крупным и самым древним храмом Великого Новгорода, но не только Софийским собором славен город.

В Великом Новгороде и его окрестностях сохранилось больше всего (13 с учетом Старой Руссы) «домонгольских» (до нашествия татаро-монгол) храмов на Руси.

В их числе:

  1. Софийский собор, разумеется, первый в этом списке. Это самый древний храм и самая древняя сохранившаяся каменная постройка в России. Собор Софии Премудрости Божьей в Великом Новгороде был заложен Ярославом Мудрым и его сыном Владимиром и в 1050 году был освящен. Над собором трудилось множество мастеров русских и греков.
  2. Николо-Дворищенский собор (собор Николая Чудотворца) 1136 года постройки, расположенный в Ярославовом дворище в центре города на Торговой стороне. Был заложен в 1113 году Мстиславом Владимировичем. Однако, освящён только 23 года спустя, 5 декабря 1136 года. Примечательно, что как раз в том году новгородцы изгнали киевского князя Всеволода Мстиславича, ликвидировав тем самым свою зависимость от Киева. Поэтому этот год считается годом основания новгородской вечевой республики. Завершённый в год основания Новгородской республики, Николо-Дворищенский собор, начиная с XIII века, становится главным вечевым храмом Новгорода. Перед одним из входов в него собиралось общегородское вече.
  3. Церковь Параскевы Пятницы и Собор Николая Чудотворца Ярославово Дворище Церковь Параскевы Пятницы на Торгу (Ярославово дворище) 1207 года постройки. Являлась патрональным храмом купцов древнего Новгорода. Названа в честь великомученицы Параскевы - Пятницы, считавшейся покровительницей новгородского купечества. Церковь неоднократно перестраивалась. Тем не менее, несмотря на многочисленные изменения, внешний облик церкви сохранился достаточно для того, чтобы представить её в первоначальном виде.
  4. Георгиевский собор Юрьевского монастыря 1130 года постройки. Строительство собора было начато в 1119 году великим князем Мстиславом Владимировичем. Поскольку в это время он находился в Киеве, то строительство собора было поручено игумену Юрьева монастыря Кириаку и сыну Мстислава новгородскому князю Всеволоду. Собор стал усыпальницей настоятелей монастыря, ряда русских князей и новгородских посадников. Например, в 1198 году в нём погребли Изяслава и Ростислава, сыновей новгородского князя Ярослава Владимировича; в 1233 году — князя Фёдора Ярославича, старшего брата Александра Невского; в 1453 году — Дмитрия Шемяку и многих других.

Юрьев монастырь - Георгиевский собор Помимо древних храмов на новгородской земле расположено большое число монастырей, сохранивших (или восстановивших после войны) прекрасную архитектуру.

На Новгородской земле просияли многие святые Русской Православной Церкви (новгородский епископ Иоаким Корсунянин, новгородский князь Владимир Ярославович, преподобные чудотворцы Антоний Римлянин и Варлаам Хутынский, Христа ради юродивые Николай Кочанов, Иаков Праведный Боровичский, Михаил Клопский Новгородский, преподобный Савва Вишерский Новгородский и другие). Всего 120 святых.

Собор Николая Чудотворца и церковь Параскевы Пятницы Ярославово Дворище Монастыри всегда были солью земли русской. Особенно это ощущается здесь на новгородской земле.

Нам удалось посетить несколько интересных и красивых монастырей. Первым делом, двигаясь на автомобиле по дороге из Москвы в Великий Новгород, мы завернули на Валдай в Иверский Святоозерский Богородицкий мужской монастырь. Но мы туда не заходили, полюбовались Валдайским озером и видами монастыря снаружи и поехали дальше, торопились приехать в Великий Новгород к определенному времени.

А вот уже находясь на месте в Великом Новгороде в окрестностях города мы объехали и обстоятельно познакомились с красивыми и удивительными Варлаамо-Хутынским Спасо-Преображенским женским монастырем, Свято-Юрьевым мужским монастырем и Николо-Вяжищским ставропигиальным женским монастырем.

Варлаамо-Хутынский монастырь Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский монастырь — женский (ранее — мужской) монастырь Новгородской епархии Русской Православной Церкви расположен на правом берегу реки Волхов, на северной окраине деревни Хутынь, в 7 км от Великого Новгорода.

Согласно народному преданию, место это находилось во власти нечистой силы и называлось «Ху́тынь», то есть худое место. Здесь уединился для молитвы монах Варлаам (в миру Алекса Михалевич). Однажды к нему прибыл князь Ярослав. Святой Варлаам, благословляя его, сказал «будь здоров, князь, и с благородным сыном твоим». Это приветствие изумило князя, не знавшего ещё о рождении младенца.

Варлаамо-Хутынский монастырь Срубив келию и одержав победу над нечистой силой, он поставил сначала деревянный, а затем каменный храм во имя Преображения Господня (церковь Спаса на Хутыни). Церковь была освящена 6 августа 1192 года архиепископом Григорием (этот храм, к сожалению, не сохранился).

В 1515 году был построен Спасо-Преображенский собор.

Самой известной постройкой монастыря считают церковь Григория Армянского.

Варлаамо-Хутынский монастырь В 1471 году в Хутынский монастырь приехал Иоанн Васильевич Третий, дабы поклониться святым мощам, и, по легенде, стал выпытывать у игумена, почему не вскрывают раки, чтобы все могли прикладываться к святым мощам. Когда по его повелению стали раскапывать могилу преподобного Варлаама, из земли вырвался огненный столб, опаливший стену и южную дверь иконостаса. Великий князь в ужасе побежал из церкви, ударяя посохом в землю, причём из земли выходил огонь не только в церкви, но и в монастыре. Бросив посох, великий князь в большом страхе покинул монастырь. Этот посох и опалённая дверь алтаря хранились в монастырской ризнице.

Юрьев монастырь Юрьев монастырь (встречаются также варианты Юрьев-Геооргиевский монастырь, Свято-Юрьев монастырь) — мужской монастырь Русской православной церкви в честь великомученика Георгия, один из древнейших в России, в средние века - духовный центр Новгородской земли и богатейший духовный феодал.

Находится на южной окраине Великого Новгорода на берегу реки Волхов (Юрьевское шоссе, 10).

Юрьев монастырь - колокольня До 1918 года имел статус первоклассной обители. Монашеская община восстановлена в 1995 году. По преданию, основан в 1030 году князем Ярославом Мудрым. Ярослав Владимирович в святом крещении носил имя Георгий; в русском языке последнее обычно имело форму «Юрий», откуда и пошло название монастыря.

Первое летописное упоминание относится к 1119 году.

Строения монастыря первоначально были деревянными, как и его соборная церковь Святого Георгия. В 1119 году повелением князя Мстислава Великого был заложен каменный храм — Георгиевский собор, который был выстроен мастером Петром — первым русским зодчим, имя которого называют летописи.

Николо-Вяжищский монастырь Николо-Вяжищский ставропигиальный женский монастырь Русской Православной Церкви расположен рядом с деревней Вяжищи Новгородского района Новгородской области.

Основан в конце XIV века иноками Евфросином, Игнатием и Галактионом. Первое упоминание в летописи относится к 1411 году.

Особенностью построек конца XVII века является использование цветных изразцов. Это необычно для русских православных храмов и очень красиво. Ленточными фризами они опоясывают здание монастыря, украшают наличники окон.

Николо-Вяжищский монастырь На небольших изразцах изображены цветочные букеты в вазе или геометрические фигуры.

Более крупные изразцы разнообразны по рисунку. На них изображены единорог, лев, конь, двуглавый орел, крест…

Изразцы, изображающие животных одинаковы по окраске: фон бирюзовый, тело желтое, грива, хвост, копыта окрашены в белый, синий или коричневый цвета.

Вопрос происхождения изразцов не ясен. Они могли изготавливаться в мастерской при Валдайском монастыре. Могли быть привезены из Москвы или Ярославля, возможно, были местного новгородского производства.







Яндекс.Метрика