Эмблема ЦПАТ Про Кубинку, расположенную по Минскому шоссе западнее Голицыно и парка «Патриот», мы уже в общих чертах рассказали ранее. Даже посвятили пару абзацев знаменитому Центру показа авиационной техники имени маршала авиации И.Н. Кожедуба (ЦПАТ) и его пилотажным группам. Но значимость этого Центра, как для Кубинки и всего Одинцовского района Московской области, так и для России в целом слишком высока, чтобы ограничиться парой абзацев в статье про город Кубинка и небольшим описанием участия его пилотажных групп в авиакосмическом салоне МАКС 2015. Поэтому посвятим этому уникальному и достойному летному Центру с большими традициями отдельную статью.

Летное поле ЦПАТ В середине 1930-х годов неподалеку от ЖД-станции Кубинка, непосредственно у живописной излучины Москва-реки в районе расположения усадьбы и имения князей Щербатовых в Васильевском, был построен аэродром Кубинка. Выбор места определялся наличием этой самой излучины, как хорошего ориентира для летчиков, помогавшего им уверенно заходить на посадку даже в самых сложных погодных условиях. С 1935 года на аэродроме базировался 82-й отдельный авиационный отряд. С 1938 года здесь уже базируются 11-й и 24-й истребительные авиаполки, вошедшие в 1939 году в состав 2-й истребительной авиабригады.

Летное поле ЦПАТ В Великую Отечественную войну летчики Кубинки совершили 8535 боевых вылетов, провели 711 воздушных боев и сбили 398 самолетов противника. В ходе войны полк был преобразован в 176-ой гвардейский истребительный авиаполк. Какое-то время полк базировался после войны в Восточной Германии на аэродроме Шёневальде, откуда был перебазирован на аэродром Теплый Стан на окраине Москвы.

Летное поле ЦПАТ Весной 1951 года полк был отправлен на Корейский полуостров, где развернулось противоборство СССР и США, поддерживавших, соответственно, северную и южную части Кореи. Преемником этого полка в Теплом Стане стал вновь созданный 234-й истребительный авиаполк. Но близость к Москве осложняла проведение полетов, особенно в сложных метеоусловиях. Поэтому в 1952 году полк перевели в подмосковную Кубинку.

Дом культуры в поселке Санатория им. Герцена Чаще всего «летописцы» этого легендарного Центра упоминают две последние цифры в его истории: 234 и 237. То есть, сейчас на подмосковной авиабазе Кубинка дислоцируется Центр показа авиационной техники 4 Государственного центра подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний Минобороны РФ. До 2011 года Центр именовался 237-м гвардейским Проскуровским Краснознаменным орденов Кутузова и Александра Невского Центром показа авиационной техники имени И.Н. Кожедуба (ЦПАТ). В свою очередь 237-й Центр показа авиационной техники образован на базе 234-го гвардейского истребительного авиационного Проскуровского Краснознаменного орденов Кутузова и Александра Невского полка имени Ленинского Комсомола.

Кубинский бриллиант - Русские Витязи и Стрижи в одном строю С середины 1950-х годов в Кубинке стали проводится показы авиационной техники правительственным и военным делегациям иностранных государств. Первыми зарубежными гостями стали в 1955 году члены авиационной делегации Индии. А первым руководителем иностранного государства, посетившим Кубинку в июне 1956 года, стал Иосип Броз Тито – президент Югославии. С начала 1960-х годов летчики 234-го полка, дислоцировавшегося здесь в то время, начали привлекаться также к регулярному эскортированию в воздухе самолетов глав и руководителей иностранных государств. В назначенной точке на подлете к Москве семёрка самолетов полка встречала спецборт с иностранной высокой делегацией. По две пары самолетов занимали место справа и слева от него, а ещё три самолета – выше и сзади. Так спецборт эскортировался до самого Внуково.

Кубинский бриллиант - Русские Витязи и Стрижи в одном строю В 70-е и 80-е годы помимо повседневной учебной подготовки и проведения многочисленных демонстраций возможностей новой боевой авиационной техники, показов иностранным делегациям на земле и в воздухе советских боевых самолетов, группы «пилотажного» полка регулярно совершали дружественные визиты во Францию, Финляндию и Швецию, выступали принимающей стороной, когда делегации ВВС этих стран посещали СССР с ответными визитами.

В послевоенные годы летчики Кубинки летали на истребителях МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19, МиГ-21, МиГ-23 и МиГ-29. В мае 1989 года на вооружение 1-й авиаэскадрильи Центра поступили истребители Су-27.

Русские витязи над облаками 5 апреля 1991 года была сформирована знаменитая пилотажная группа «Русские Витязи» на базе 1-й авиационной эскадрильи 234-го гвардейского Проскуровского смешанного авиационного полка. К тому времени был окончательно сформирован состав пилотажной группы из шести самолетов: ведущий — Владимир Басов, левый ведомый — Александр Дятлов, правый — Сергей Ганичев, хвостовой — Владимир Букин, левый внешний — Владимир Баженов, правый внешний — Александр Личкун. С момента образования пилотажная группа летала на самолетах Су-27. Уникальность в том, что это единственные пилоты в мире, выполняющие групповой высший пилотаж на тяжёлых истребителях, являющихся не опытными или специальными, а серийными образцами.

Русские витязи - СУ30 см Было принято решение дать новому подразделению яркое название, придумать эмблему, пошить комбинезоны и разработать окраску самолетов. Первоначально, авиационная группа получила имя «Голубые Молнии». При этом быстро выяснилось, что пилотажная группа ВВС Японии называется весьма созвучно - «Blue Impulse», и, чтобы избежать путаницы, решили переименовать эскадрилью. Выбор пал на имя «Русские Витязи». Появилась и своя узнаваемая окраска самолетов и эмблема, выполненная в виде щита, на голубом поле которого изображён ромб самолётов.

Русские витязи - СУ35 Уже в сентябре 1991 года «Витязи» вылетели в Великобританию. Далее были Малайзия, США, Франция, Голландия, Канада и другие страны.

Со временем «Витязи» перешли с пилотирования машин СУ-27 последовательно на пилотирование их модернизированных версий - Су-30СМ и Су-35. Эти машины сохранили аэродинамику Су-27, но обрели более мощные двигатели и современную авионику. Они обладают еще большей маневренностью и стали легче в управлении.

Русские витязи - отстрел тепловых ловушек Главный конструктор Су-35 ПАО "Компания "Сухой" (в составе Объединенной авиастроительной корпорации Ростеха) Игорь Демин рассказывал в одном из интервью агентству ТАСС, что авиационный комплекс Су-35, как глубокая модернизация Су-27, обладает высокими летно-техническими характеристиками и управляемостью, благодаря чему идеально подходит для выполнения фигур высшего пилотажа, включая полеты на закритических углах атаки.

Стрижи 6 мая 1991 года считается официальной датой рождения другой не менее знаменитой кубинской пилотажной группы «Стрижи». В неё вошли военные лётчики, в совершенстве владевшие техникой высшего пилотажа на МиГ-29 (тоже серийных, а не учебных или специальных). В тот день группа впервые выступила внутри нашей страны на авиационном показе под названием «Стрижи». А первая её публичная зарубежная премьера состоялась в октябре 1991 года в Швеции. Группа поразила западных специалистов своим мастерством, выполнив в едином строю практически полный набор фигур высшего пилотажа: косую петлю, петлю Нестерова, бочку и другие. Выступление заканчивалось эффектным роспуском самолётов – «тюльпаном», который сопровождался салютом из устройств выброса тепловых ловушек истребителей. В 1993 году «Стрижи» были удостоены звания «Лучшая пилотажная группа мира».

Стрижи К 65-летию образования 237-го ЦПАТ в марте 2003 года четвёрка «Русских витязей» совместно с пилотажной группой «Стрижи» выполнила полёт в едином строю в составе десяти самолетов. В 2004 году в комплекс показов был включён совместный полёт пилотажных групп «Русские витязи» и «Стрижи» в составе девяти самолетов (пять Су-27 и четыре МиГ-29) в строю «ромб» с выполнением полного комплекса фигур высшего пилотажа, что является мировым рекордом в истории авиации. Это знаменитое в мире построение получило гордое и звучное имя «Кубинский бриллиант».

Роспуск самолетов - тюльпан Остановимся на «бриллианте» несколько подробнее. Многие пилотажные группы в мире во время полета распускаются на несколько групп, и зрители наблюдают за ними по одной, пока остальные готовятся к маневрам. «Русские витязи» и «Стрижи» от взлета до посадки остаются в поле зрения всем составом, демонстрируя компактный и очень динамичный пилотаж. По словам одного из авиационных кубинских командиров Сергея Щеглова:

Немецкое издание 1998 года - SU-27 «Это такой эксклюзив от Кубинки — девять боевых самолетов разных типов в одном строю. Как таковой, полет такой большой формацией делают многие, но с выполнением полного комплекса фигур высшего пилотажа: вертикальными, наклонными фигурами, бочками — на боевых самолетах это, наверное, делаем только мы».

Немецкое издание 1998 года - МИГ-29 Обратите внимание на скромность формулировок лётчика, он вставил в свою фразу слово «наверное». На самом деле сослагательного наклонения нет и это слово можно было бы смело убрать из сказанного.

При групповом пилотаже дистанция между самолётами – три метра, интервал между законцовками крыльев – один метр. Есть строй, когда законцовки крыла заходят друг за друга – в «ромбе» крыло одного самолёта находится у кабины сзади стоящего.

Насколько это сложно? Каковы требования к пилотам? И что нужно делать, чтобы достичь соответствующего уровня?

На эти вопросы можно отвечать долго. Чтобы не утомлять читателей, обратимся вкратце к мнению профессионалов.

Немецкое издание 1998 года - Самолеты мира Путь от лётчика 2-го класса до уровня выполнения демонстрационных полётов лежит через необходимость летать два-три раза в неделю в течение двух и более лет. Подготовка начинается с выполнения одиночных полётов. Пилоты закрепляют свои навыки сначала при полетах на средней высоте, потом на малой. В процессе подготовки отрабатывают фигуры сложного, потом высшего пилотажа. Сложный пилотаж – это выполнение определённых фигур без перехода в другие фигуры. То есть выполнил, например, петлю Нестерова – и дальше обычный полёт. А высший пилотаж, это когда из петли Нестерова лётчик сразу переходит в «бочку», а потом начинает вращение с переходами и выполнение других сложных фигур. И всё это идёт без пауз. Только после этого лётчики приступают к выполнению групповых полётов. Сначала в составе пары самолётов, как правило, с одним и тем же ведущим, затем полёты в составе тройки и в итоге выполняют зачётные упражнения. После этого они имеют право переходить на выполнение полётов в составе «ромба», пятёрки, шестёрки и более самолётов.

Памятник Чкалову в Кубинке Всё взаимодействие происходит посредством команд и на визуальном уровне. По-другому быть не может, приборам этого доверить нельзя, так как всё происходит слишком быстро. Таким образом и достигается так называемая групповая слётанность.

Есть, конечно, у пилотажных групп и свои специфические традиции, помогающие им творить в небе чудеса. В частности, старший летчик «Русских витязей» Андрей Варламов рассказывал ТАСС, что все летчики предпочитают не фотографироваться перед вылетом, так как это считается плохой приметой.

Памятник установленный в честь 70 летия Авиационного ремонтного завода в Кубинке Также, по его словам, многие традиции связаны с летным обучением. «Из училищ выходит традиция, связанная с «вылетными» сигаретами. Когда летчик, неважно, насколько он опытный, осваивает новый самолет, он угощает руководство, других летчиков и инженеров «вылетными сигаретами».

Другая традиция связана с пусками ракет: после первого применения управляемой ракеты инженер по авиационному вооружению дарит молодым лейтенантам на память жгут-разъем, по которому ракета получала данные от бортового компьютера.

Наверняка читателям будет интересно узнать и об особых случаях в истории знаменитых пилотажных групп. Перечислим некоторые из них.

Памятник МИГ-21 в Старом Городке Еще до официального формирования групп в 1986 году пилоты Владимир Соловьев, Валерий Кравец, Анатолий Арестов и Леонид Спица впервые вылетели на Запад с визитом дружбы на самолетах МиГ-29 с авиабазы Кубинка. И вот что вспоминают очевидцы об одном из эпизодов того исторического визита: «Во время демонстрационного полета на авиашоу МиГ-29 приземлился на повышенной скорости. При этом оторвался тормозной парашют и самолет выехал за пределы ВПП, где был остановлен барьером безопасности. После этого МиГ-29 был отбуксирован спецавтомобилем финских ВВС. На следующий день в интервью местной радиостанции пилот сказал, что он видел много прекрасных дам, машущих ему руками, и он не успел затормозить, смотря на девушек и помахивая рукой им в ответ...»

Памятник МИГ-17 или Памятник первооткрывателям реактивной авиации в Кубинке Уже после создания групп, в мае 1992 года во Франции на воздушном празднике, посвященном 50–летию эскадрильи «Нормандия–Неман», состоялась первая публичная зарубежная премьера «Стрижей». Группа поразила искушенных западных зрителей своим мастерством. Шестерка плотным строем выполняла практически полный набор фигур высшего пилотажа: косую петлю, петлю Нестерова, бочку и т.д. Постоянно менялся строй самолетов — «пеленг» переходил в «конверт», «крест», «пирамиду», «крыло» и «звезду». Выступление заканчивалось эффектным роспуском самолетов — «тюльпаном», который сопровождался салютом из устройств выброса тепловых ловушек, установленных на истребителях.

А на международном аэрошоу в Финляндии в 1997 году командир группы «Стрижи» гвардии подполковник Николай Дятел занял первое место в одиночном пилотаже.

Памятник-самолет МиГ-21 в Кубинке В августе 1993 года на канадской авиабазе Эбботсфорд спесивые канадские лётчики наотрез отказались признавать превосходство «Русских витязей» в групповом пилотаже и вызвали наших пилотов «на бой». В итоге на глазах у двухсот тысяч зрителей – «Русские Витязи» в тренировочном бою одержали неоспоримую победу над канадскими пилотами, летавшими на «Хорнетах», доказав непревзойденные качества своих боевых машин.

В сентябре 1997 года «Витязи» посетили с дружественным визитом Францию, где группа принимала участие в праздновании 55-летия полка «Нормандия-Неман». А чуть позже летчики на своих самолетах эскортировали лайнер президента Франции Жака Ширака, прибывшего с официальным визитом в Россию.

На авиашоу в Липецке Незабываемым событием в истории обоих пилотажных групп стал МАКС-2007, где впервые в истории мировой авиации была выполнена горизонтальная «бочка» в составе группы из девяти боевых самолетов (5 «Витязей» и 4 «Стрижа», как вы помните), названная, благодаря своим очертаниям и уникальности, «кубинским бриллиантом». Состав «бриллианта» с 2004 года оставался постоянным. Самолеты пилотировали Игорь Ткаченко, Николай Дятел, Игорь Соколов, Игорь Шпак, Олег Ерофеев, Андрей Алексеев, Геннадий Авраменко, Виктор Селютин и Олег Ряполов.

Кобра Пугачева на СУ-37 В августе 2012 широко отмечалось 100-летие Военно-воздушных сил России. Много различных событий было приурочено к этой дате. В том числе, знаменитый уже «Кубинский бриллиант» стал украшением на празднике российской авиации в подмосковном Жуковском. В этом же году состоялся исторический полёт подполковника Алексеева с двумя «Рафалями» ВВС Франции по местам боевой славы полка «Нормандия-Неман».

Русские витязи на Аэро Индия 2013 Выдающимся стало 9 мая 2014, когда «Русские Витязи» и «Стрижи» впервые прошли в парадном строю над главной базой Черноморского флота России — Севастополем. Город легендарной воинской славы только что вернулся вместе с Крымом в состав России.

Были в истории пилотажных групп и трагические события, и тяжелые утраты.

Мемориал погибшим летчикам в Никольском После авиасалона в Малайзии в декабре 1995 года три истребителя «Русских Витязей» врезались в скрытую за непроглядным туманом гору при заходе на посадку на аэродром Камрань для дозаправки. Погибли четыре летчика «Русских Витязей» — гвардии полковник Борис Григорьев, гвардии подполковники Александр Сыровой, Николай Гречанов и Николай Кордюков. Пилотов похоронили на кладбище села Никольское вблизи Кубинки. В октябре 1996 года на могиле погибших «Русских Витязей» был открыт памятник.

Русские витязи на МАКС 2017 На какое-то время групповой пилотаж «Витязей» на выполнялся вовсе. Лишь в апреле 1996 года «Витязи» начали отрабатывать парный пилотаж, затем восстановили «тройку» и, наконец, составили «ромб», в который вошли Личкун, Климов, Ковальский и Букин. Вновь слетанный ромб на четверке Су-27 в новой яркой окраске впервые публично показал групповой пилотаж в сентябре того же года на гидроавиасалоне «Геленджик-96». И лишь в 1997 году в небо была поднята шестерка самолетов «Витязей» для группового пилотажа.

В 2000 руководство пилотажной группой принял подполковник Сергей Климов. Ведомая им пятерка выступала на различных авиашоу, в том числе на МАКС-2001, он получил воинское звание полковника. В мае 2002 года прекрасный человека и блестящий командир гвардии полковник Сергей Николаевич Климов ушел из жизни из-за тяжелой болезни.

Самолеты летят к центру Москвы на парад 9 мая Группу возглавил Игорь Ткаченко. В ней осталось только трое подготовленных летчиков: Иван Кирсанов, Игорь Ткаченко и Дмитрий Хачковский. Усилиями этих пилотов уже к концу года летал новый «ромб», в состав которого вошли Игорь Шпак и Олег Ряполов. 10 декабря они выполнили первый показ над Кубинкой для делегации из США, а с программой одиночного пилотажа выступил начальник центра Анатолий Омельченко. До самого главного авиационного события года – МАКС-2009 – оставалось полтора месяца. Летчики группы совершали тренировочные полеты почти ежедневно. Два дня оставалось до открытия МАКСа, «четверка» «Витязей» ушла на тренировочный полет в Жуковском, где трагически погиб командир 237 ЦПАТ, ведущий летчик «Русских Витязей» Игорь Ткаченко. Участие группы в авиасалоне ограничилось тогда полётом «ромба» в конце проведения МАКС - в абсолютной тишине «ромб» появился над аэродромом Жуковский и совершил «пролёт памяти» в честь погибшего Игоря Ткаченко.

Стрижи на авиакосмическом салоне МАКС 2021 Утром 9 июня 2016 года гвардии майор Сергей Александрович Ерёменко в составе группы «Русские Витязи» выполнял показательный полёт на церемонии открытия памятника авиаторам России в подмосковном посёлке Ашукино. Выполнив на Су-27 два пролёта, он направился на аэродром Кубинка. В 3 километрах от места показа у самолёта отказали оба двигателя и возник пожар. Истребитель начал стремительно терять высоту. Ерёменко, стараясь увести машину как можно дальше от жилого сектора, упустил время для катапультирования и погиб вместе с самолётом, который был найден в 4 километрах от Ашукино и в нескольких десятках метров от крайнего дома деревни Мураново. На земле никто не пострадал.

Фигура высшего пилотажа КОБРА ПУГАЧЕВА на СУ-27 Мы все любуемся красотой полетов наших великолепных мастеров на мощных и уникальных самолетах, порой забывая о том, что это сопряжено и с риском. К сожалению, риск иногда срабатывает, и пилоты гибнут, несмотря на все свое мастерство. Но при этом никого из них не обвинишь в малодушии и трусости, они были в жизни и остались в нашей памяти настоящими воинами и героями, борясь до конца.

На втором этаже административного здания Центра показа авиационной техники на кубинском аэродроме расположился музей пилотажных групп «Русские Витязи» и «Стрижи». расположился Полное его название – 237-й гвардейский Проскуровский Краснознаменный орденов Кутузова и Александра Невского.

Фигуры высшего пилотажа Первые интересные экспонаты музея связаны с великим летчиком Иваном Никитовичем Кожедубом, имя которого носит центр показа. На входе, на первом этаже, находится памятник летчику, а в музее представлены его китель и личное дело. Есть здесь и по-настоящему ценные музейные раритеты, такие как Книга почета авиации МВО и личное дело Ивана Никитовича Кожедуба, рядом с которым стоят фотографии этого легендарного летчика.

Самолеты летят к центру Москвы на парад 9 мая Из других экспонатов интересны книги, посвященные истории кубинских пилотажных групп. Отдельного внимания заслуживает подборка подарков, в разное время полученных пилотажными группами «Русские Витязи» и «Стрижи» от иностранных делегаций и организаторов авиационных мероприятий, в которых принимали участие знаменитые пилотажные группы. Есть здесь благодарственные письма и дипломы от организаторов авиационных мероприятий за работу пилотов в небе, а также благодарности за их наземную патриотическую работу с детьми и молодежью.


Яндекс.Метрика