Вечерний закат над Тушинской поймой в наши дни Тушинская пойма реки Москвы расположена на левом её берегу, в южной части Тушина. Точности ради надо сказать, что причудливые административные изменения границ районов Москвы перенесли всю эту территорию официально в район Покровское-Стрешнево, который с исторической точки зрения ассоциируется в первую очередь с парком и усадьбой Покровское-Стрешнево. А вот территория Тушинской поймы и бывшего Тушинского аэродрома исторически и в памяти старожилов неразрывно связана с Тушино. Хотя само Тушино с административно-официальной точки зрения также поделено на Северное Тушино, где расположен одноименный парк и на Южное Тушино, где расположены Сходненский ковш и усадьба Братцево.

Еще недавно ныне застроенная территория выглядела так Возвращаясь к описанию Тушинской поймы, отметим её обширную площадь около 200 га. До сооружения в 1937 году вдоль Москва-реки земляной дамбы высотой 3 метра территория Тушинской поймы затоплялась во время паводков и превращалась в болото. Из других природных особенностей этого места отмечают также, что Тушинская пойма самое холодное место Москвы - зимой температура здесь бывает на 12—13 градусов ниже, чем в центре Москвы.

Самолеты ДОСААФ в Тушино в прошлом На территории Тушинской поймы раньше располагался аэродром Центрального аэроклуба ДОСААФ имени Чкалова, Центральный спортивно-технический клуб авиационного моделизма и Центральный радиоклуб СССР имени Кренкеля. Сейчас на месте бывшего аэродрома заканчивается формирование стильного жилищного комплекса «Город на реке». Немного ранее здесь был построен и начал принимать матчи стадион ФК Спартак «Открытие арена». Если быть абсолютно точным, то официально на картах и в прессе стадион сейчас называется «Открытие банк Арена», а строящийся ЖК - «Клубный город на реке Primavera».

Чкаловкий бульвар в сторону Моква-реки - вид на Владимирский храм Очень интересно было посмотреть, что из себя представляет строящийся в Тушино на месте бывшего знаменитого аэродрома жилищный, спортивный и офисный комплекс. Осуществить это удалось в воскресенье 15 октября 2023 года. Впечатления остались благоприятные. Жить здесь будет комфортно. Современные материалы и строительные технологии сделали дома привлекательными и не такими уныло-однообразными, как большинство «человейниковых» многоэтажек спальных районов Москвы. Строители стараются обойтись с местной уникальной природой деликатно. Москва-река и соединяющаяся с ней речка Сходня создают замечательное живописное водное пространство. Оценить это место вы можете по видео, снятому в тот день.

Какова более подробная история этого знаменитого места?

Вид на высотки Щукино 1 вдоль Аэроклубной улицы Как уже было написано в статье про Покровское-Стрешнево, места эти имеют древнюю историю. В частности, местное селение (будущее село Тушино) принадлежало с XIV века боярину Родиону Несторовичу, а затем его потомкам — Тушиным (говорят, что один из сыновей Несторовича был очень крупного телосложения, за что получил прозвище «Туша», которое настолько прижилось, что стало фамилией).

Вид на высотки Щукино 1 вдоль Аэроклубной улицы В 1608 году в Тушино разбил свой лагерь Лжедмитрий II. За это его прозвали «Тушинский вор». Тушинский лагерь был огромным: его защищали земляные валы с башнями и воротами, а войско превышало 50 000 человек. В самом лагере были деревянные дома и дворец Лжедмитрия II, чеканились монеты и работал рынок. В результате село Тушино превратилось в город — «альтернативную столицу» России. Но лагерь сожгли в марте 1610 года при отступлении войск «Тушинского вора». На месте бывшего города осталась лишь пустошь.

Но нас интересуют более поздние времена, связанные с авиационной историей местности. К ним и перейдем.

Парашютисты над Тушинским аэродромом Аэродром в Тушино (Тушинское аэрополе, сокращенно называемое местными «Тушинка») существовал с 1931 года. Летом этого года сюда перебазировалась Московская авиашкола Осоавиахима. Произошло это не случайно, а в связи со многими другими событиями, превращавшими Тушино в авиационный пригород Москвы. Та самая лётная школа Осоавиахима была создана около села Тушино ещё в 1929 году, а в 1930 году поблизости, около железной дороги, появился планерный завод. В следующем году по соседству, западнее деревни Захарково, открыли аэродром Гражданского воздушного флота. В 1932 году к северу от железной дороги был построен самолётостроительный завод, а в 1933 году — авиамоторный завод. Приблизительно в тоже самое время, в 1935 году на Волоколамском шоссе построили здание Центрального аэроклуба имени Чкалова, называвшегося до 1938 года «Аэроклуб Косарева». Так что Тушино на долгие годы оказалось связано с советской авиацией.

Воздушный парад в Тушино в 1949 году В годы Великой Отечественной войны с него взлетала военная авиация, в том числе истребители и бомбардировщики. Официально аэродром использовался ПВО до середины 1960-х годов в целях взлёта парадной и командной авиации под руководством генерал-майора Покрышкина.

Зрители Воздушного парада в Тушино времен СССР С 1945 по 1956 годы и в 1961 году на Тушинском аэродроме 18 августа проводились воздушные парады в честь Дня Воздушного Флота СССР. На них присутствовало всё высшее руководство страны и Вооружённых сил. Также они были очень популярны у Москвичей, жителей прилегающего Подмосковья и гостей столицы, как красивое зрелище. Воздушные праздники, проводимые над аэродромом, стали народными и собирали сотни тысяч зрителей. Люди наблюдали за парадом вблизи аэродрома, располагаясь на траве, на берегах Москвы реки и собираясь в квартирах домов с хорошим видом в сторону летного поля. Вся территория аэродрома делилась толстыми белыми канатами на секторы, по номерам которых продавались билеты.

Вот как описывает один из Воздушных парадов над Тушинским аэродромом авиаконструктор А.С. Яковлев:

Над Москвой-рекой «Праздник начался. Загремели торжественные звуки гимна, и одновременно на малой высоте перед трибуной проплыли самолеты Як-12 с развернутыми знаменами союзных республик.
Орудийный салют совпал с появлением в воздухе большой группы летчиков-спортсменов на учебно-спортивных «яках». Затем номер за номером проходил групповой и индивидуальный показ летного мастерства воздушных спортсменов: юношей, девушек и военных летчиков.
А мы с Микояном уже ничего не замечали, ничто нас не интересовало: мы ждали появления своих реактивных первенцев. Наконец заветное мгновенье! Небо над летным полем очистилось от последних самолетов, и диктор объявил: к аэродрому приближается реактивный самолет конструкции Яковлева. В этот момент к границе аэродрома на небольшой высоте быстро приближалась черная точка.
Над Москвой-рекой Еще мгновение - и я узнаю знакомые очертания. Перед самыми трибунами с шелестящим свистом, присущим реактивным самолетам, Иванов проносится на Як-15. Еще несколько секунд - и так же проходит МиГ-9.
Аэродром гремит овациями, люди бросают вверх шляпы, всеобщее ликование и восторг! Великое, ни с чем не сравнимое, подлинное, глубокое счастье переполняет все мое существо! К слезам, застилающим глаза от напряженного вглядывания в даль, прибавляются слезы радостного волнения. Нас с Артемом обступают десятки людей, знакомых и незнакомых, поздравляют, обнимают, целуют. А у нас ноги подкашиваются от пережитых волнений...»

Схематичный вид сверху на территорию бывшего аэродрома в наши дни В 80-е годы на территории аэродрома выполнялись полеты Юношеской планерной школы. До 2002 года аэродром Тушино имел 3 класс и был способен принимать воздушные суда Ан-24, Ан-26, Ан-30. В последующие годы аэродром имел класс 4, пригодный для самолётов Ан-2 и более лёгких, а также для вертолетов всех типов.

Посадка вертолета в прошлом здесь была регулярной процедурой Лётное поле было частично заболочено. Дренажная система имелась, в землю уложили 56 километров дренажных труб и построили насосную станцию для откачки воды. Но в период интенсивных дождей и таяния снега поле все равно размокало и становилось временно непригодным для эксплуатации самолетами (осенью ориентировочно с 25 октября по 10 ноября и весной с 20 марта по 20 апреля). Напомним, что территория летного поля с южной стороны ограничивалась Москвой-рекой, с западной стороны - речкой Сходня, впадающей в Москва-реку, с восточной стороны - Каналом имени Москвы и речкой Химка, также впадающими в Москва-реку, с Северной стороны – Волоколамским шоссе.

Место впадения Сходни в Москва-реку с противовположного Строгинского берега К тому же, начиная с 80-х годов аэродром из-за заметного снижения интенсивности полетов и внимания к нему постепенно начал зарастать и приходить в упадок.

В 1990-х имелись планы создания здесь гражданского аэропорта для бизнес-авиации, которые так и остались бумажными прожектами.

Весной 1991 года у Тушинского аэродрома появился радиорынок, где продавались радиодетали и компьютерные программы. Он был впоследствии перенесён в Митино, где существует до сих пор.

Вид сверху на Тушинский аэродром в недавнем прошлом В эти же годы аэродром использовался, как большая открытая площадка для проведения концертов и рок-фестивалей. В частности, 28 сентября 1991 года здесь состоялся однодневный рок-фестиваль «Монстры Рока», с участием популярных зарубежных музыкантов, ставший самым массовым в истории России - количество зрителей превышало полмиллиона. В Москву приехали такие звёзды мировой рок-сцены, как AC/DC, Metallica, Pantera и Black Crowes. Многие поклонники группы Metallica до сих пор считают, что это было лучшим живым выступлением их кумиров. Благодаря тому концерту, Тушинский аэродром даже вошёл в знаменитую компьютерную игру Guitar Hero как одно из возможных мест проведения концертов.

Владимирская церковь и Культурно-выставочный центр с противоположного берега реки 5 июля 2003 года, во время проведения очередного музыкального фестиваля «Крылья» в Тушино произошёл теракт. Погибли 11 человек, а 60 были ранены. Об этом напоминает памятник у подземного перехода через Волоколамское шоссе у метро Тушинская.

Фестиваль трюков ПРОМЕТЕЙ в Тушино Примерно в те же годы объединение каскадёров «Мастер» (руководитель Игорь Панин, которого уважительно звали МАСТЕР) проводило в Тушино фестиваль трюкового искусства «Прометей», где зрители имели возможность вблизи увидеть работу профессиональных каскадёров разных стран мира, услышать скрежет разбивающихся автомобилей и почувствовать жар огня пиротехники.

Фестиваль трюков ПРОМЕТЕЙ в Тушино Здесь также проходили ежегодные выставки старинных и современных автомобилей «Автоэкзотика». На ранних фестивалях, как отзвук лихих 90-х годов, пиво лилось рекой, можно было курить табак, где угодно, а вокруг автоэкзотики дефилировали девушки топлес. Впрочем, реальные раритетные автомобили были здесь редкостью, несмотря на «громкие» заявления в рекламе и анонсах фестиваля. Исторические диковины еще надо было поискать среди засилья современного тюнинга и аэрографии.

В 2010 году на месте аэродрома была построена гоночная трасса «Тушино Ринг». На кольцевой и раллийных трассах летом и зимой проходили автоспортивные соревнования и тест-драйвы.

Небесный бульвар и стадион ФК Спартак В 2006 году было принято решение о строительстве на территории аэродрома стадиона для футбольного клуба «Спартак». Он был построен под названием «Открытие Арена» в 2014 году. Для удовлетворения возросших транспортных потребностей неподалеку от стадиона была открыта новая станция метро, которая получила имя «Спартак». В 2018 году на нем прошли матчи ЧМ по футболу, например, игра 1/8 финала Англия - Колумбия. Все было организовано максимально удобно и безопасно для зрителей, которые без труда находили путь к стадиону и к своим местам на нем с помощью многочисленных помощников. Атмосфера на заполненном под завязку стадионе была потрясающе дружелюбной и праздничной на протяжении всей игры и по её окончанию.

Речная инсталляция на Чкаловском бульваре Тогда же, а точнее 21 мая 2014 года произошло последнее отрадное событие авиационного характера на территории бывшего аэродрома. Отсюда был осуществлён взлёт самолёта Ил-14Т «Голубая мечта», находившегося на аэродроме более 15 лет и восстановленного энтузиастами авиации и отечественного самолетостроения. Средства на восстановление собирали всем миром, среди неравнодушных людей, любящих авиацию.

Над Москвой-рекой - Владимирская церковь Стоит добавить несколько слов о станции метро «Спартак», история которой необычна. В 1975 году одновременно со строительством участка метро «Октябрьское поле» – «Планерная» под Тушинским аэродромом была построена станция «Волоколамская». Уже тогда в 1970-х годах планировалось построить новый жилой микрорайон в Тушино. Но из-за регулярных затоплений пойменной территории в весеннее время и после обильных дождей от стройки жилья здесь отказались, сделав выбор в пользу находящейся на возвышении местности Строгино на противоположном берегу реки. Недостроенную станцию метро между «Тушинской» и «Щукинской» законсервировали, засыпав ее каркас в виде платформы с колоннами землей. Со строительством стадиона было принято решение почти через 40 лет расконсервировать эту станцию метро, отреставрировать ее и завершить отделку с спартаковском и футбольном стиле, присвоить станции имя популярного спортивного общества.

Колизей зрительских сидений перед открытой сценой и вид на ЖК Алые Паруса В 2015 году на заседании правительства Москвы был принят проект застройки этой территории жилым комплексом, в котором будут проживать 42 тысячи человек. Было предусмотрено также строительство, в дополнение к построенному футбольному стадиону, ледового дворца спорта, центра спортивной медицины, центров автомобильного спорта и художественной гимнастики. Также на территории запланировали создание инновационного бизнес-центра Ростеха и возведение православного храма Святого Владимира, прообразом которого послужил Владимирский собор в Севастополе.

Чкаловский бульвар в сторону Волоколамского шоссе от Москва-реки Этому решению предшествовали противоречивые заявления московских властей. В 2012 году вице-мэр Москвы Марат Хуснуллин заявлял, что власти города рассматривают территорию аэродрома как «кластер для отдыха» и задачи застройки этой территории нет. Но уже в 2015 году эти заявления были опровергнуты.

Часовня и Культурно-выставочный центр рядом с Владимирской церковью В январе 2019 года Марат Хуснуллин сообщил, что к 2024 году запланировано строительство моста через Москва-реку, который соединит Строгино и Тушинскую пойму со строящимся крупным жилым комплексом «Город на реке». С тех пор эта информация то подтверждается, то опровергается. У планов постройки моста есть много и сторонников, и противников. Будет он построен или нет – не понятно.



Яндекс.Метрика