Усадьба Покровское-Стрешнево в прошлом В современном Покровском-Стрешнево и поблизости много интересных мест: шлюзы на Канале имени Москвы, Химкинское водохранилище и Северный речной вокзал, Тушино с его замечательным парком в северной части и много чего еще. Главной же достопримечательностью является усадьба Покровское-Стрешнево и окружающий ее парк со старинными дачами. Пришло время их описать и представить любопытному читателю.

В средние века на месте нынешнего Покровского-Стрешнево находилась деревня Подъёлки. Она с окружающей местностью, включая соседнее поселение (получившее позже по имени владельцев название Тушино) принадлежала с XIV века боярину Родиону Несторовичу, а затем его потомкам — Тушиным (говорят, что один из сыновей Несторовича был очень крупного телосложения, за что получил прозвище «Туша», которое настолько прижилось, что стало фамилией).

В 1608 году в Тушино разбил свой лагерь Лжедмитрий II. За это в увязке с самообъясняющей приставкой «Лже» его прозвали «Тушинский вор». Тушинский лагерь был огромным: его защищали земляные валы с башнями и воротами, а войско превышало 50 000 человек. В самом лагере были деревянные дома и дворец Лжедмитрия II, чеканились монеты и работал рынок. В результате село Тушино превратилось в город — «альтернативную столицу» России. Но лагерь сожгли в марте 1610 года при отступлении войск «Тушинского вора». На месте бывшего города осталась лишь пустошь.

Усадьба на реставрации Среди сподвижников Лжедмитрия был какое-то время владелец земли вокруг деревни Подъёлки Андрей Фёдорович Палицын. Перейдя затем на сторону законных властей, он продвинулся по службе, стал воеводой в Муроме и в 1622 году продал свою землю на месте современного Покровского-Стрешнево дьяку Михаилу Феофилатьевичу Данилову.

Именно при Данилове к имени Подъёлки добавилось слово Покровское и было это уже село, а не деревня. В 1629 году здесь отмечена «новоприбылая церковь Покрова Святой Богородицы, да в пределех Чудо архистратига Михаила, да Алексея чудотворца, в вотчине разрядного дьяка Михаила Данилова в селе Покровском - Подъёлки».

После смерти дьяка имением недолгое время владел Ф.К. Елизаров, который в 1664 году продал село владельцу соседнего Иванькова Родиону Матвеевичу Стрешневу. С этого времени селом и соседними землями здесь в течение почти 250 лет владел род Стрешневых, который считался незнатным до 1626 года, когда на Стрешневой Евдокии женился царь Михаил Фёдорович. От этого брака было 10 детей, в том числе будущий царь Алексей Михайлович. С тех пор род выдвинулся и занял видное место в придворной иерархии.

Усадьба на реставрации В результате в этих местах возникла большая и богатая усадьба, владельцы которой позиционировали её со второй половины XVIII века как мемориал заслугам рода Стрешневых, родственного царскому роду. Вначале в усадьбе появилась портретная галерея, повествующая об этом, а при последней владелице из этого рода - княгине Шаховской-Глебовой-Стрешневой архитектура усадьбы приобретает черты, свидетельствующие об откровенном подражании деталям кремлёвского убранства. В частности, обелиск перед фасадом главного здания, посвящённый заслугам рода Стрешневых, являлся явным подражанием аналогичному обелиску в Александровском саду Кремля.

Стоит упомянуть период, когда с 1738 по 1771 год усадьбой владел генерал-аншеф Петр Иванович Стрешнев. При нём родовая вотчина начинает расширяться и преображаться в духе того времени, особенно после Манифеста о вольности дворянства от 1762 года. Карьера и дела князя шли успешно, но не было семейного счастья у этого человека. Дети Петра Ивановича умирали во младенчестве или в раннем детском возрасте. Он просил бога за своих детей, отбывая молебны в церквях. Много он сделал, в связи с этим, для усадебной церкви в Покровском, надеясь, что ему воздастся. Но выжила из всех 10 детей только одна дочь Елизавета, ставшая его любимицей, которой многое позволялось и прощалось. Избалованная в детстве, она выросла взбалмошной барыней со склонностью к самодурству. Отец исполнял все прихоти дочери.

Одним из немногих, если не единственным случаем, когда он воспротивился её желаниям, был отказ в благословении выйти замуж за Федора Ивановича Глебова - вдовца с ребёнком. Тем не менее, ровно через год после смерти отца Елизавета Стрешнева все же вышла замуж за Глебова, объяснив это следующими словами: «Я никогда не была в него влюблена, но я поняла, что это единственный человек, над которым я могу властвовать, вместе с тем уважая его».

Елизавета Петровна Стрешнева После смерти мужа в 1799 году Елизавета Петровна переехала в Покровское на постоянное жительство и правила своей усадьбой еще долгие 37 лет, делая это властно и деспотично. Детей и внуков держала в спартанских условиях. В обществе слыла женщиной образованной, в доме была хорошая библиотека, приобретались современные технические новинки типа телескопа и микроскопа.

Когда в 1803 году после смерти двоюродного брата Елизаветы мужская линия фамилии Стрешневых пресеклась, она добилась от Александра I права называться со всем своим потомством Глебовыми-Стрешневыми (выходя замуж ранее, она взяла фамилию мужа – Глебова).

В этом же году Елизавета Петровна берется за полную перестройку барского дома в Покровском и обустройство прилегающих к нему территорий в духе новых вкусов. Все работы были закончены в 1806 году. Дом стал трехэтажным, более строгим и тонким в фасадной отделке. Декор представлял собой некий симбиоз зрелого классицизма и ампира. Рядом с домом был разбит небольшой «регулярный» французский парк, украшенный многочисленными статуями, в том числе и мраморными, заказанными в Италии у скульптора Антонио Биболотти.

В 1822 году Елизавета Петровна обновляет и Покровскую церковь, перестраивая её и колокольню в стиле ампир.

Стена ограды церковь и усадебный особняк У Елизаветы Петровны и Федора Ивановича Глебовых было четверо детей. Двое из них (сын и дочь) умерли в младенчестве, другие двое сыновей (Петр и Дмитрий) дожили до средних лет, но умерли раньше матери. Дмитрий Глебов-Стрешнев (1782-1816), камер-юнкер, умер холостым. Петр Глебов-Стрешнев (1773-1807), генерал-майор, участник наполеоновских войн, шеф Ольвиопольского гусарского полка, скончался от ран. Был женат на княжне Анне Васильевне Друцкой-Соколинской, девушке из бедной семьи, дочери своего однополчанина. В брак вступил вопреки воле матери. Оставил после себя четверых детей: сыновей Евграфа и Федора и дочерей Наталью и Прасковью. Спустя 3 года после смерти мужа овдовевшая Анна Васильевна вышла замуж второй раз – за Александра Дмитриевича Лесли.

После смерти сына и вторичного замужества овдовевшей невестки Елизавета Петровна взяла к себе на воспитание внука Федора и двух внучек, наняв для них лучших гувернеров и учителей. Невестке оставила лишь одного сына Евграфа. Как и с собственными детьми, она была безмерно строга и деспотична с внуками. Осознавшая на своем собственном опыте вред, приносимый детям вседозволенностью и излишним обожанием родителей, она стремилась применять в воспитании противоположные принципы.

Царица Евдокия в девичестве Стрешнева Это в свою очередь привело к деспотизму и тирании с её стороны. Её внучка Наталья, уже в преклонном возрасте говорила, что не хранит обиды на бабушку, и вспоминала о ней как об одном из последних образчиков старинного самодурства, только без сопровождающих его вспышек ярости и эмоций. По воспоминаниям современников, Елизавета Петровна даже самые свои жестокие и едкие речи произносила, не повышая голоса, так как «кричат только мужики и бабы». Ей порой достаточно было одного взгляда, чтобы поставить человека на место. Лишь на склоне лет характер княгини немного смягчился, тем не менее, дисциплина и трепет, возбуждаемый ею в окружающих, оставались по-прежнему сильны.

При всех своих странностях (чрезмерном аристократическом тщеславии и строгости к детям и внукам) Елизавета Петровна Глебова-Стрешнева обладала сильной коммерческой жилкой и выгодно использовала часть своего подмосковного имения, организовав в нем дачный поселок.

В начале XIX века на противоположной от усадьбы Покровское-Стрешнево стороне дороги, ведущей из села Всехсвятского в Тушино (нынешнее Волоколамское шоссе), а также в усадебном парке, неподалеку от прудов, было построено несколько небольших домиков «для летнего жилья, со всякою к ним принадлежностию».

Башни усадебной ограды Покровский дачный поселок стал фешенебельным, а дачи в нем - очень дороги. Арендовать жилье здесь могли себе позволить люди с высоким достатком и общественным статусом. Например, в 1840-е годы на покровских дачах отдыхали летом семьи известных московских купцов Куманиных, Алексеевых, Крестовниковых, Веденисовых, Живаго, Москвиных. Сюда в 1856 году на дачу врача придворного ведомства А.Е. Берса часто наведывался граф Л.Н. Толстой. Здесь он впервые встретился с двенадцатилетней дочкой Берсов Сонечкой, которая родилась на этой даче, а через 6 лет их знакомства в 18-летнем возрасте она стала его женой. Впоследствии эту дачу снимал историк С.М. Соловьёв.

После кончины Елизаветы Петровны в 1837 году имение Покровское-Стрешнево перешло по наследству ее старшему внуку Евграфу Петровичу Глебову-Стрешневу, гвардии полковнику. Оставшись без «бабенькиного» контроля, сумели устроить свою личную жизнь обе внучки, выйдя замуж. Но семейная жизнь внуков Елизаветы Петровны успехом, с точки зрения сохранения и поддержания рода Стрешневых, не увенчалась. Все усилия поддержать мужскую линию рода оказались тщетными.

В 1840 году у Натальи Петровны (внучка Елизаветы Петровны) и Федора Логгиновича Бреверн родилась дочь, которую назвали редким в те годы в России именем Евгения. Родители дали дочери хорошее образование и воспитание, полностью соответствовавшее ее дворянскому происхождению. Но Евгения Федоровна Бреверн унаследовала и многие черты характера своей легендарной прабабушки Елизаветы Петровны Глебовой-Стрешневой, и даже в чем-то превзошла её в самодурстве. Аристократические традиции вновь возродились при правнучке, а тщеславные амбиции и фамильная гордость приняли даже более масштабные формы. Во многом это было связано с удачно заключенным браком Евгении Федоровны в 1862 году с князем Михаилом Валентиновичем Шаховским, и с получением в последствии половины из огромного наследства Глебовых-Стрешневых.

Княгиня Евгения Федоровна и князь Михаил Валентинович Шаховские-Глебовы-Стрешневы. С наследством получилось следующее. Последний наследник фамилии и внук Елизаветы Петровны Федор Петрович Глебов-Стрешнев, холостой и бездетный, будучи разбит параличом, находясь уже в преклонном возрасте и переживая о дальнейшем сохранении фамилии, подал ходатайство в Государственный совет о передаче «за отсутствием иных мужских представителей семьи» фамилии Глебов-Стрешнев мужу своей племянницы. Сделал он это в 1864 году по просьбе этой самой племянницы в лице Евгении Федоровны Бреверн, которая вступила накануне в брак с князем Михаилом Валентиновичем Шаховским. На ходатайство последовало Высочайшее соизволение о том, что тройную фамилию Шаховской-Глебов-Стрешнев в дальнейшем мог наследовать старший ребенок в роду. Евгения в результате получила половину наследства Стрешневых-Глебовых и стала владелицей усадьбы.

Евгения Федоровна, с одной стороны, любила искусство, обладала неуемной фантазией, творческой энергией и особой страстью ко всему новому. С другой же стороны вкусы ее не отличались тонкостью, познания были весьма поверхностными, а отношение к предметам искусства порой граничило с вандализмом. Рассказывали, что приобретенные у европейских мастеров картины она могла переделать по своему усмотрению, что-нибудь пририсовав к ним. Также в её духе было, впечатлившись каким-либо средневековым европейским замком, задумать в Москве грандиозную стройку по его мотивам, что приводило к нелепостям. Она могла отправить своему архитектору открытку с изображением приглянувшейся ей европейской достопримечательности и распорядиться о соответствующих изменениях в уже осуществляемом проекте. В результате первоначальная органичная задумка архитектора чудовищно искажалась.

Главные усадебные ворота также реставрируются Решила Евгения Федоровна перестраивать и усадьбу в Покровском, чтобы превратить главное здание в подобие боярских хором древней Москвы, подчеркнув тем самым древность своего рода. Она привлекла для реализации своей задумки в 1880 году архитектора Александра Ивановича Резанова, академика архитектуры, известного постройками великокняжеских дворцов в Петербурге, Москве и Ливадии. Он создал очень необычный проект перестройки господского дома в популярном в те годы псевдорусском стиле. Сохранившиеся чертежи А.И. Резанова демонстрируют проект вполне гармоничного и живописного строения – нарядного и своеобразного теремного дворца. Но в итоге из-за капризных вмешательств заказчицы получился «архитектурный парадокс». Обновленное здание усадьбы представляло собой фантастическое смешение нескольких совершенно несовместимых друг с другом стилей, странную комбинацию романтического европейского замка с загородной резиденцией добропорядочного русского дворянина-помещика.

В 1880-1890 годах вокруг усадьбы была возведена по проекту академика архитектуры Александра Петровича Попова мощная кирпичная ограда в псевдорусском стиле. Ограду украсили две башни – Напрудная и Конюшенная, возведенные по проекту архитектора и мастера модерна Федора Никитича Кольбе. Высокая ограда скрыла за собой основные архитектурные нестыковки усадебного дома.

Покровская церковь Энергичная и практичная, расчетливая и основательная Е.Ф. Шаховская заботилась о прямой выгоде от своих земель. Из веками бездоходного имения Покровское она принялась активно извлекать прибыль. Благоустроенный ею и ставший очень популярным парк она огородила от посторонних, предоставив посетителям гулять в нем при условии оплаты входных билетов.

Свои обширные владения княгиня огородила высокой каменной стеной, колючей проволокой, на въездах установила шлагбаумы и повсюду расставила сторожей, хватавших каждого, кто осмеливался нарушить очерченные границы. С.А. Толстая в письме мужу в 1897 году жаловалась:

«В Покровском очень грустно то, что везде видна злоба хозяйки: всё огорожено проволокой колючей, везде злые сторожа, и гулять можно только по пыльным, большим дорогам».

В интересах извлечения прибыли в конце XIX века были расширены и дачные владения вокруг усадьбы. Их облюбовали актёры Художественного театра, одним из первых был художник-декоратор театра Виктор Андреевич Симов, построивший оригинальную дачу-мастерскую. Симов построил дачи и для своих коллег, например, сохранившиеся до наших времен дачу «Грековка», дачу Василия Лужского «Чайка», а также дачу миллионера Владимира Носёнкова, которую Симов создал в 1909 году в соавторстве с известным впоследствии авангардистом Леонидом Александровичем Весниным. В Иванькове на даче жил Алексей Николаевич Толстой, снимали здесь дачу и Марина Цветаева с Сергеем Эфроном. Многие из этих дач сохранились до сих пор, но доступ к ним закрыт и увидеть их из-за высокого забора сложно. Находятся они на противоположном от бобриной экотропы высоком берегу реки Химка.

Разрушающееся в прошлом здание усадьбы Покровское-Стрешнево Меркантильность княгини Е.Ф. Шаховской удивительным образом сочетались с широкой благотворительностью. В усадьбе она извлекала прибыль буквально из каждого дерева и куста. Напоказ же выставляла образ известной и щедрой благотворительницы. Княгиня являлась одной из попечительниц Александровского убежища для увечных воинов, располагавшегося в соседнем с Покровским селе Всехсвятское, приюта имени князя В.А. Долгорукого, являлась также одной из директрис Дамского попечительского комитета о тюрьмах и возглавляла Московское общество вакационных колоний. В период Русско-японской войны 1904-1905 годов в имении княгини был обустроен лазарет для раненых солдат, рассчитанный на 25 человек.

Детей у Шаховских-Глебовых-Стрешневых по иронии судьбы не было, а тщательно сберегаемому роду Стрешневых так и не суждено было продолжиться. Прямых наследников у Евгении Федоровны не было, с родственниками со стороны мужа она контактов не поддерживала, в ее духовном завещании ни один из них упомянут не был. В порыве патриотизма и родственных привязанностей к императорской семье княгиня задумала завещать Покровское-Стрешнево Николаю II, чему помешала революция.

После 1917 года усадьба вместе с дачами была реквизирована и превращена в санаторий ЦК. В 1919 году в главном доме усадьбы открыли музей, в котором была воссоздана обстановка прежней барской жизни. Специфика музейной экспозиции заключалась в показе «упадка дворянской культуры в эпоху разложения крепостничества». Музей работал на протяжении 8 лет и пользовался широкой популярностью, но в 1927 году был закрыт.

Затем в усадьбе располагались разные учреждения, а в военное время здесь был госпиталь. С 1970 года здесь находился НИИ гражданской авиации, потом в 1980-е годы - «Аэрофлот». В связи с планами устроить здесь дом приёмов гражданской авиации начались исследования усадьбы и реставрационные работы, в рамках которых были устранены искажения старой части главного дома, возникшие при княгине Е.Ф. Шаховской-Глебовой-Стрешневой, и ей был возвращён первоначальный вид начала XIX века.

Покровская церковь Весной 1992 года во дворце произошел серьёзный пожар, уничтоживший мансардный этаж и сильно повредивший парадные залы второго этажа, а также кирпичные пристройки. Началось восстановление дворца, но, к сожалению, тогда оно не было доведено до конца, и с тех пор усадьба фактически была заброшена и ветшала. В период между 2012 и 2017 годами усадьба, за которой не было должного надзора, подвергалась нашествиям вандалов. Был нанесён серьёзный ущерб фасаду, а также интерьерам дома, а оранжерея пришла в руинированное состояние.

С 2019 года начались проектные работы по восстановлению усадьбы. В 2020 году утверждён проект её реставрации с приспособлением под культурно-досуговый центр. С 20 декабря 2021 года начались подготовительные работы, а с июня 2022 года в главном доме усадьбы проводится реставрация.


Яндекс.Метрика