Ростов Великий – один из городов Золотого Кольца России, расположенный в центральной части России в 53 км. юго-западнее Ярославля на берегу озера Неро.

Ростов Великий При движении из Москвы в Ярославль на автомобиле по Ярославскому шоссе этот замечательный город не миновать. Шоссе проходит по северному краю города, превращаясь на этом отрезке в Загородную улицу, оставляя великолепный Ростовский кремль чуть южнее. Причем башни и купола кремля хорошо видны на подъезде издалека через простор озера Неро, увеличиваясь по мере приближения подобно сказочному городу из далекого прошлого. Благо шоссе проложено неподалеку от северо-западного берега озера.

Вид Ростовского кремля при взгляде издалека, чем-то напоминает сказочный и величественный вид подмосковных Саввино-Сторожевского или Новоиерусалимского монастырей при подъезде к ним в районе Звенигорода или города Истра соответственно.

Ростовский кремль Подобно этому внешнему впечатлению внутри Ростова также царит уникальная атмосфера «лубочной Руси», как будто пришедшая из сказки или сошедшая с картин старых мастеров. Это тихий и пасторальный уголок с населением 30.000 человек. Здесь нет суеты, но есть многовековая величавая мудрость и неспешность среди многочисленных церквей и храмов.

Трудно подобрать аналог этой атмосфере. В какой-то степени вспоминается неспешность и спокойствие на фоне древних церквей и монастырей города Верея на западе Подмосковья.

Схема Ростовского кремля Первое письменное упоминание о Ростове Великом встречается в «Повести временных лет» в 862 году, как о вотчине новгородского князя Рюрика. История этого места на самом деле более древняя и разнообразная. Ученые выяснили, что первое укрепленное поселение здесь соорудили в VII веке. Называлось оно Сарским городищем, и было столицей племени меря.

Славяне и меряне совместно создавали, развивали и укрепляли город в начальный период его становления. До конца XII века город условно был поделен на две части – одна была мерянской с капищем (языческой молельней), вторая – русской с христианской церковью. Население города не особо противилось верованиям друг друга и существовало вполне мирно. Меряне, принявшие крещение, спокойно переселялись в «православную часть». При угрозах извне, горожане собирались единым войском против врага.

Отделка зданий кремля Хотя есть и другие версии: одни считают, что Ростов Великий как город возник далеко до становления славянского народа и славяне заселили уже существовавший город постепенно вытеснив или поглотив мерян; а другие придерживаются мнения, что город основан в пору переноса Сарского городища, но с сохранением названия «Ростов».

Со второй половины XI века Ростов Великий называли одним из двух главных городов Ростово-Суздальского княжества, которое считали ядром современной России. Город быстро рос, и уже в XI столетии стал важнейшим опорным пунктом славян на северо-востоке Руси. В следующем веке в этих краях он уступал по значению только Суздалю. Эти два города были столицами Ростово-Суздальской земли, ставшей затем основой единого Русского государства.

Вид на Рсотовский кремль через озеро Неро Происхождение названия города до сих пор остается загадкой. Наиболее аргументированными выглядят версии о том, что в славянском корне «рост», послужившем основой для названия «Ростов», скрыто указание на какую-то особенность, связанную с местной растительностью.

Развивая эту гипотезу, некоторые ученые предлагают выводить название города от древнерусского прилагательного «ростовый, растовый». То есть, Ростов – это город, который возник в самом благоприятном месте, где все хорошо растет. Действительно, Ростов является одним из исторических центров огородничества в России.

Старое фото Ростова на подъезде к кремлю и озеру Неро В 1207 году Константин Всеволодович (старший сын князя Всеволода Большое Гнездо) основал Ростовское княжество, в состав которого входили Ярославль, Углич, Молога, Белоозеро, Устюг. За короткое время княжество стало обладать весомой силой в военном деле и политике. Влияние князя было так велико, что с ним считались не только другие княжества, но и зарубежные правители. Это был период расцвета Ростова Великого, подъема его экономики, культуры.

Период расцвета продлился до 1238 года, когда княжество оказалась под угрозой завоевания воинами хана Батыя. Дружины Владимиро-Суздальского и Ростовского княжеств объединились, но не смогли дать отпор. Князю Василько Константиновичу не повезло, его ранили и захватили в плен, где затем казнили.

Старое фото Ростова со стороны озера Неро Останки героя, отказавшегося от командной должности у врага и заплатившего за отказ жизнью, похоронили в Успенском соборе Ростова Великого. Его супруга взяла на себя управление княжеством в сложные времена и стала регентом маленьким Борису и Глебу.

В состав Москвы или Московии, Ростов Великий вошел в пору правления Василия Васильевича II Темного. В 1430 году княжеством правил великокняжеский наместник, а затем Борисоглебские князья продали остатки своих прав Ивану III Калите. Так бывший политический и религиозный центр потерял свою самостоятельность, оставаясь церковным оплотом с резиденцией митрополита.

Воскресенская церковь и Успенский собор После учреждения Иваном Грозным опричнины, всю остальную территорию Руси назвали земщиной и передали в управление боярам. Ростов Великий оставался «земщиной» до 1569 года, затем стал опричниной и перешел под руку царя. Избежав многих бед, город попал под пожары и грабежи тушинских отрядов. В ту смутную пору пострадал и митрополит Филарет (Романов, ставший отцом первого царя Романовых). Это был самый разрушительный и последний набег на город, больше на Ростов Великий никто не нападал.

Спасо-Яковлевский монастырь и озеро Неро Город понемногу оправился от бед, нарастил свое религиозное, политическое влияние. На протяжении восьми столетий Ростов Великий являлся центром обширной епархии. В 1778 г. Ростов стал уездным городом Ярославской губернии. Вскоре в Ярославль перенесли владычную кафедру, и Ростов превратился в тихий провинциальный город. Зато бывший центр стал местом проведения крупной Ростовской ярмарки, уступавшей по масштабам только Нижегородской Макарьевской. Это сохраняло достойный уровень экономического развития города.

Архитектурный облик Ростова начал складываться в конце XVIII века, когда город подвергся перестройке и реконструкции по плану, утвержденному в 1778 году Екатериной II. В 1782 году на центральных улицах города уже насчитывалось 700 каменных домов и лавок.

Снежный ангел в Ростовском кремле Ростовский кремль — бывшая резиденция митрополита Ростовской епархии Ионы Сысоевича. Территория кремля, построенного в 70-80-х годах XVII века, расположена в историческом центре, на небольшой возвышенности, недалеко от северо-западной оконечности озера Неро. Она делится на три части. В центре находится архиерейский двор, с севера от него - соборная площадь, а с юга - живописный митрополичий сад. На территории резиденции располагается множество церковных, административных и хозяйственных построек, соединенных арочными переходами. Большая часть построек кремля относится ко второй половине XVII века.

Церковь Иоанна Богослова изнутри кремля После того, как в 1787 г. было принято решение о переносе архиерейской кафедры из Ростова в Ярославль, Ростовский митрополичий двор утратил свою функцию, был оставлен без внимания и постепенно обветшал. Здания ансамбля были заняты различными ведомствами под склады. Богослужений в храмах ансамбля не велось. Архиереи были готовы продать ансамбль на слом. Но, благодаря ростовскому купечеству, предоставившему соответствующие средства, в 1860-80-е годы архитектурный комплекс был отреставрирован.

Успенский собор и звонница А в октябре 1883 года по инициативе А.А. Титова, И.А. Шлякова в Белой палате кремля был открыт Ростовский музей церковных древностей. В 1886 году Кремль принял под свое покровительство наследник императорского престола, будущий царь Николай II. В 1910 году Государственная дума законодательно закрепила общероссийский статус музея, постановив отпускать из казны деньги на его содержание.

На Соборной площади располагается Успенский собор — старейшее здание Ростова, построенное на 100 лет раньше (в 1512 году) самого кремля. Причем 100 лет прошло лишь с момента перестройки первого каменного храма, который в свою очередь был возведен еще на несколько веков раньше в 1220 году (во время правления Андрея Боголюбского). А еще раньше на этом месте стояла деревянная церковь.

Успенский собор Почти тысячу лет спустя, в год смерти Сталина, по Ростову Великому пронесся смерч. Он сорвал купола Успенского собора и утопил их все в том же озере. Все было восстановлено. Несмотря на разницу во времени постройки, собор сейчас никак не выбивается из общей архитектурной композиции кремля и образует с ней единое целое.

До наших дней сохранились 15 колоколов звонницы Успенского собора, самый большой из которых — «Сысой» — весит 32 тонны. Эта звонница и сам кремль прославились на весь Советский Союз, когда на экраны вышел фильм Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» - внутри звонницы и на стенах кремля снимались сцены погони стрельцов за демонами.

Успенский собор и звонница - старое фото Звонницу никак не назвать типичной церковной колокольней, это уникальный архитектурный объект с необычной конструкцией.

Дело в том, что Звонница представляет собой не один, а четыре «отсека», один – большой и три поменьше. В каждом отсеке есть колокола разных размеров. Все они объединены в систему, звонят «по нотам» и получается единый музыкальный инструмент. Переливы колоколов кремля настолько уникальны, что получили название «ростовских звонов».

Успенский собор - фото советских времен Мастером Филиппом Андреевым по заказу Ростовского митрополита Ионы Сысоевича были изготовлены два самых крупных колокола для звонницы – «Полиелейный» и «Лебедь». Аккорд колоколов звонницы был минорным, что по неизвестным причинам не устроило ростовского митрополита. Иона Сысоевич пригласил в Ростов колокололитейщика Флора Терентьева, перед которым была поставлена сложнейшая задача – перевести звонницу на мажорный лад. Мастер великолепно справился с этой задачей. В 1688 году он отлил колокол «Сысой», весом 2000 пудов. Огромному колоколу, с массой одного только языка около 100 пудов, потребовалась отдельная звонница, которая в виде четвёртого пролёта и была пристроена к прежней трёхпролётной конструкции. «Сысой», «Полиелейный» и «Лебедь» вместе образовали до-мажорное трезвучие. Работа была сделана очень точно, тон «Сысоя» менее чем на треть процента отклоняется от частоты, требуемой музыкальным строем для образования мажорного аккорда.

Звонница Успенского собора Окончательное строительство звонницы было завершено в 1689 году. Тогда 13 колоколов были повешены в один ряд и прочно укреплены на металлических крюках и толстом дубовом брусе, кроме четырёх из них, висящих на другом брусе, прикреплённом к основному под прямым углом. Во второй половине XIX века к ним добавили ещё 2 колокола. С тех пор на звоннице Ростовского кремля висит 15 колоколов.

Теперь коротко опишем остальные основные постройки кремля.

Воскресенская церковь Надвратную церковь Иоанна Богослова построили в период правления митрополита Ионы. Он был ближайшим сподвижником патриарха Никона и всячески продвигал инновационные идеи последнего. Архитектурный памятник представляет собой стройный ансамбль с входными арками и куполами. Фасад храма соединен с превратными башнями, поэтому церковь назвали «надвратной».

Надвратная церковь Воскресенская находится над главными входными воротами, известными как «Святые ворота» в митрополичий двор. Верхняя часть не имеет никакого декора, поэтому выглядит излишне строгой, но все искупает богато украшенная нижняя часть. Она блистает узорами, лепниной, нарядными изразцами.

Церковь Одигитрии Церковь Одигитрии не похожа ни на одну другую. Построенная в стиле московского барокко, она установлена на прямоугольное основание с четвериком. Облицовка выполнена в технике объемной ромбовидной, которую еще называют «бриллиантовый руст». Все строение производит впечатление необычной легкости, воздушности.

Храм Спаса на Сенях был домовой церковью митрополитов, в нем не только молились, но и жили. Крыльцо, вход в жилые покои находятся на первом этаже. Внешне храм производит впечатление «простого». Нет избыточных украшений, стены гладкие, основание прямоугольное с квадратным четвериком, один купол – практично, безыскусно и элегантно.

Церковь Иоанна Богослова Красная палата, являясь одной из немногих светских построек кремля, выглядит очень эффектно. Здесь размещали трапезную, жилые кельи, помещения. Внимание гостей привлекает двухшатровое крыльцо с островерхими кровлями – оно ведет на второй этаж. На этом украшения заканчиваются и, кроме резных наличников на окнах, больше никакого декора нет.

Как уже сказано выше Ростовский кремль — не оборонительное сооружение, а просто резиденция митрополита Ионы. Но есть и настоящий кремль Ростова Великого: это поросшие лопухами, крапивой и одуванчиками холмики с тропинками, которые 350 лет назад были внушительными оборонительными валами с деревянными башнями, воротами и системой рвов с водой.

Красная палата В исторических документах упоминают пять секретных ходов внутри валов. Через них во время осады можно было носить воду из озера Неро и наблюдать за врагом. Поиском тайных ходов в семидесятых годах занялся Свердловский архитектурный институт. Исследователи предложили оригинальный способ поиска пустот под землей: зондировать электромагнитными волнами. Прежде им удалось обнаружить несколько тайных туннелей в старинных башнях на Урале, но исследование в Ростове Великом не увенчалось успехом. Появилась даже версия, что тайные ходы существовали только на бумаге, «для отчетности».

Спасо-Яковлевский монастырь Именно духовная, а не военная сила Ростова и считалась его главным оберегом. Есть такая поговорка: «Ехал черт в Ростов, да испугался крестов». Святость Ростова Великого раньше считалась настолько неоспоримой, что, по легенде, местные даже не строили никаких заборов. Лучшей рекламой безопасности был крайне настороженный царь Иван Грозный, который в случае чего бежал прятаться от мнимых или настоящих опасностей именно сюда.

Церковь Спаса на Сенях Однако во время Смуты на город напали банды Лжедмитрия II, сожгли город и перерезали абсолютно всех его жителей. Некому было даже убрать валявшиеся на улицах трупы. Когда к власти пришел первый Романов, он решил сделать здесь крепостной вал и пригласил для этого инженера из Амстердама.

Спасо-Яковлевский монастырь Говоря о Ростове Великом, невозможно не сказать об озере, на котором выстроен город.

Церковь Иоанна Богослова Озеро Неро самое большое в Ярославской области и самое знаменитое в православной религии на Руси. Длина береговой линии более 40 км, но само озеро мелкое, глубина едва достигает 1,5 м, а берега болотистые. Топкое дно, водоросли, ил – все это совсем не радует купальщиков, зато привлекает рыболовов. Первые поселения на берегах образованы в IV веке до н.э. Именно на этом озере Петр I хотел строить свои первые корабли, но изучив водоем получше, решил предпочесть более глубокое Плещеево озеро (вблизи Переяславля-Залесского).

До революции человек с хорошим зрением мог насчитать на противоположном Ростову берегу 30 церквей. Но и сегодня в ясную погоду за голубой гладью древнего сакрального озера тоже можно увидеть немало куполов.

Ростовский кремль и озеро Неро Набережная Неро благоустроена для прогулок только в Городском саду. Купаться около Ростова Великого опасно: может затянуть сапропель, но за чертой города есть базы отдыха с приемлемыми пляжами. Сапов здесь, как на Плещеевом озере, пока нет, но на пристани «Подозерка» можно сесть на теплоход, чтобы доплыть до расположенного на расстоянии прямой видимости от кремля Спасо-Яковлевского монастыря и сфотографировать его с воды. Каждый год в середине июля на озере проходит фестиваль воздухоплавателей и водное шоу.

Спасо-Яковлевский монастырь Красота ростовских памятников, большая вода в виде озера Неро и сохранившийся колорит старинного русского провинциального города привлекают в Ростов многих кинорежиссеров. Здесь было создано почти три десятка кинокартин, многие из которых любимы зрителями нескольких поколений: «Петр Первый» Владимира Петрова, «Коммунист» Юлия Райзмана, «Тридцать три» Георгия Данелия, «Братья Карамазовы» Ивана Пырьева, «Руслан и Людмила» Александра Птушко, «Иван Васильевич меняет профессию» Леонида Гайдая, «Невероятные приключения итальянцев в России» Эльдара Рязанова, «Мой ласковый и нежный зверь» Эмиля Лотяну, «Борис Годунов» Сергея Бондарчука, «Царская охота» Виталия Мельникова, «Бесконечность» Марлена Хуциева, а также телесериал Николая Досталя «Раскол».

Яндекс.Метрика