Современный город Истра, являющийся центром Истринского городского округа, в прошлом назывался Воскресенск. Был он тогда и уездным центром, был и «разжалован» до заштатного городка, входящего в Звенигородский уезд, но сохранял это красивое имя.

Вот как о нем писали в дореволюционных изданиях:

Вид на город со стороны дороги к Истринскому водохранилищу «Заштатный город Воскресенск, Звенигородскаго уезда, Московской губернии, при реке Истре, на большой дороге из Москвы в Волоколамск, находится в 20 верст, к северу от уезднаго города и в 53 верст, к северо-западу от Москвы, под 55°55' северной широты и 54°31' восточной долготы и в 3 верстах от станции «Ново-Иерусалимская», расположенной на 57 версте от Москвы».

Близ этой местности в XVI веке находились: сельцо Кречкино, Рычково, на речке Песочне и деревня Сафатово. В 1621 году Кречкино и Сафатово их владелец (на тот момент Юрий Татищев) продал Федору Васильевичу Бобарыкину.

Торговая площадь Вотчина Феодора Васильевича Бобарыкина, после его смерти, досталась сыну Роману, при котором в деревне Сафатове, около 1636 года, была построена деревянная церковь в честь Воскресения Христова, а деревня получила новое имя - село Воскресенское.

В 1656 году Роман Федорович Бобарыкин село и земли вокруг с деревнями и пустошами продал патриарху Никону в вотчину Новгородского Иверского монастыря.

Новоиерусалимский монастырь Никон задумал выстроить здесь копию святых мест в Иерусалиме в честь православной христианской веры и основал здесь в том же 1656 году уникальный Новоиерусалимский монастырь. Нажав на эти, подсвеченные синим цветом, слова, Вы уйдете на отдельную статью о монастыре, где сможете прочитать о подробностях истории его возникновения.

Вид на Истру со стороны музея Новый Иерусалим Для села же и в последующем для города важным было то, что монастырь стал для местных жителей своеобразным культурным центром. Еще в XVII веке он располагал богатейшей библиотекой, включая книги по философии и истории. Всего насчитывалось порядка 600 фолиантов. При обители действовали поэтическая и музыкальная школы. Здесь открылся первый российский церковный музей. Сейчас его наследником является прекрасный музейный комплекс «Новый Иерусалим».

В селе Воскресенском в 1704 году уже числился 191 двор и 515 человек.

В 1781 году село было преобразовано в уездный город Воскресенск. С 1796 года его статус понизился до заштатного города. Вот как он был описан в этот период:

Новоиерусалимский монастырь и река Истра «Ныне заштатный город Воскресенск, Звенигородскаго уезда, Московской губернии, с населением в 2289 душ, торгово-промышленнаго значения не имеет. В городе существуют: больница, содержимая Губернским земством, с пособием от уезднаго, и приходское училище. На Вознесение здесь бывает двухдневная ярмарка».

Но слава Новоиерусалимской обители составляла, как говорят в наши дни, ценный актив города, влияющий на его развитие и неформальный статус. Далеко не все могли позволить себе совершить паломничество в реальную Палестину, а Новый Иерусалим был относительно доступен. На берега Истры потянулось множество паломников. В начале XX столетия в течение года сюда приезжало до 35 тыс. верующих.

Парковка напротив музея Новый Иерусалим После революции, в 1920-х годах город снова стал центром вновь образованного Воскресенского уезда. Улицы города располагались в основном в северной части нынешней Истры, от больницы до площади Революции. Центр был вымощен булыжником, по главным улицам в город летом на телегах, а зимой на санях приезжали крестьяне из окрестных деревень. Старожил города Мария Ямская рассказывала так про любимый край:

Площадь Революции и адмигнистрация Истринского городского округа «На площади Революции и в сквере проходили массовые гуляния горожан. В праздничные и выходные дни в сквере играл духовой оркестр, там всегда было весело. Важное место занимал в городе спорт. Запомнились яркие массовые выступления физкультурников на площади, в которых принимали участие и мы, дети. А зимой площадь Революции превращалась в каток, который вечером хорошо освещался. Молодёжь, прикрутив коньки к валенкам, с удовольствием каталась. В Новый год там красовалась ёлка. Площадь Революции была центром и торговой жизни города».

Другой старожил, Анатолий Мартынов вспоминал:

Улица Ленина разделяет площади Революции и Урицкого «Немало удивительного можно было повидать на ярмарках: приезжали музыканты и трюкачи, устраивались всевозможные игры и лотереи. Всюду были цыганки, которые предлагали погадать и позолотить ручку. Для детей крутили карусели под шарманку, устанавливали качели (там, где сейчас фонтан в сквере), а весной устраивали катание на тройках с бубенцами. К обеду торговая жизнь утихала, и приезжие старались попасть в Дом крестьянина, что на углу площади Революции. Там можно было отогреться, отдохнуть, выпить чаю или что-нибудь покрепче».

Площадь Урицкого и памятник Ленину Украшением Торговой площади в Воскресенске являлась каменная часовня, возведённая в 1889 году в русском стиле по инициативе городского мещанского общества в память о спасении Александра III и императорской семьи 17 октября 1888 года при крушении царского поезда под Харьковом. В конце 1920-х годов часовню на главной площади города превратили в пожарную каланчу, а через несколько лет разрушили до основания. Такая же участь постигла и Елеонскую часовню, воздвигнутую во времена патриарха Никона на другом конце Крестовской улицы, которая после революции получила название Первомайская.

Об этом упоминает в своем ярком описании старого города Людмила Ивановна Каралюнец, сумевшая уместить в свой короткий рассказ удивительно много интересных и выразительных деталей.

Базар в Воскресенске Я родилась в 1914 г. в Воскресенске в семье ремесленника. Мой отец — Иванов Иван Павлович и мать (девичья фамилия Бутылина) были портными. Моя мама была дочерью поляка, по профессии повара, которого взяла на работу помещица Анна Сергеевна Цурикова.
Анна Сергеевна выдала маму замуж за Ивана Павловича (родом из Рязани), щедро наградив приданным — голландским полотном, постельным бельем. У меня было 3 сестры и брат.
Отца в городе ценили как портного. Благодаря своей профессии, он знал многих именитых горожан. Он был знаком со многими купцами города, а также, жившими в Воскресенске, бельгийским детским писателем Бел-Балашем, писателем Аркадием Дуэлем, матерью будущей советской кинозвезды Любовь Орловой https://odinmirage.ru/nash-kraj/articles/727-lyubov-orlova-i-zvenigorod.html (ее отец, кажется, был белым офицером и сидел одно время в тюрьме в нашем городе, жена носила ему передачи).
Базар на Привокзальной площади Воскресенск мне запомнился очень красивым, зеленым городом, весной он буквально утопал в сирени. В окрестностях города мы собирали грибы, ягоды, цветы. Особенно мы любили ходить в березовую Рамскую Рощу, она находилась возле совхоза «Большевик» (возле сел Рычково, Кашино). А на гору Фавор, где сегодня расположился НПО «Ветроэн», мы ходить боялись — там водились очень кусачие змеи. Среди детских впечатлений остался и колокольный звон Ново-Иерусалимского монастыря, разносившийся на много верст вокруг. В 1919 г. монастырь закрыли, а монахов разогнали — они стали жить у его стен в деревне Полево. Говорили, что закрывал монастырь сам Патриарх Тихон, который и передал ключи от него новой власти.
Было много церквей и вокруг города — каменные храмы были в селе Дарна (здесь служил до войны отец Дмитрий, отец жены моего брата), деревянные церкви были в селах Вельяминово и Никулино (сгорели в войну). Из народных праздников запомнилась встреча Масленицы. На улицах катались на лошадях, украшенных лентами и колокольчиками, богатые же катались на санях. Весело, с ветерком ездили до Полевшины, после чего дома нас, детей, ждал вкусный обед с блинами, сметаной, заливной рыбой, сельдью. В дом мог придти кто угодно — любого накормят в этот праздник добрые русские люди. Вечером на главной площади города — Торговой (ныне площадь Революции) жгли чучело бабы из соломы, с которой сжигали все свои грехи. После Масленицы наступало Прощеное Воскресенье. В этот день, перед началом Великого Поста мы, дети, вставали на колени перед сидящими на стульях родителями и просили у них прощения: «Папа, простите, мама простите» (при этом к родителям обращались на Вы). А родители отвечали: «Бог Вас простит»…
Драматический театр в Истре В начале 20-х г.г. в городе насчитывалось несколько улиц: главной была Крестовская (ныне ул. Первомайская) и Дворянская (теперь ул. Советская). Были 3 Клинских улицы: 1-я (теперь ул. Ленина), 2-я (ул. Урицкого) и 3-я (ул. Щеголева). Звенигородская улица вела от Торговой площади к платформе «Истра». Были еще улицы Володарского (теперь Чеховский переулок), Морозова, Садовая (ныне ул. Пролетарская). На Дворянской улице находились деревянный 2-х этажный дом А. С. Цуриковой (в 20-х г.г. в нем была школа им. К. А. Тимирязева, дом сгорел в войну), дом купца Карелина (сейчас в нем сберкасса), монастырская гостиница (сейчас здесь вечерняя школа им. Н. К. Крупской), а также и тюрьма (сейчас — музыкальная школа). В городе было две часовни — одна стояла на Торговой площади, а напротив ее на горе Елеон стояла Елеонская часовня, построенная еще при Никоне (ее разобрали в 30-х г.г., теперь здесь памятник погибшим в Великой Отечественной войне). На Торговой площади, где теперь сквер, была электроподстанция, работавшая на нефти (мы ее звали за характерный шум «фукалкой»). Она давала свет в дома и работала до часу ночи, а затем движок умолкал до утра.

Закончим воспоминания старожилов небольшим пассажем из публикации Людмилы Канашевой:

Памятник Чехову «После того, как Елеонская часовня была разрушена на её постаменте был поставлен памятник Сталину во весь рост. В хрущёвские времена памятник убрали, и долгое время там был пустырь, заросший травой и кустарником. Затем разбили газон с клумбами, а в нескольких метрах от постамента, в сквере, в 1980-х годах основали памятник «Родина-мать», деньги на который собирали жители Истры. Здесь же указали фамилии истринцев, погибших в годы Великой Отечественной войны».

Истринское водохранилище севернее города Истра В результате непродолжительной оккупации в годы Великой Отечественной войны с 26 ноября по 10 декабря 1941 года город Истра был разрушен в большей своей части. От него осталось несколько коробок кирпичных зданий, печные трубы и руины Ново-Иерусалимского монастыря.

Дома современной Истры Проект восстановления Истры был разработан академиком Алексеем Щусевым и опубликован в 1946 году. Он посетил Истру еще в 1942 году с целью обследования разрушений Новоиерусалимского монастыря. По замыслу архитектора, город должен был превратиться в подмосковную здравницу. Проект учитывал природные особенности окрестностей города, его историческое прошлое. Некоторые городские здания по проекту Щусева должны были напоминать сооружения русской архитектуры XVII века. На центральной площади предполагалось возведение зданий из красного кирпича с белой отделкой и наличниками окон, оформленными майоликой, подобной керамическим украшениям Новоиерусалимского монастыря. Жилая застройка должна была быть деревянной малоэтажной, повторяющей форму русской избы, на облегчённых каркасных конструкциях с частичным использованием сохранившихся старых фундаментов. На правом берегу реки Истры планировалось возведение спортивных сооружений с водохранилищем. Предполагалось вынесение Волоколамского шоссе из черты города. Однако проект не был осуществлён, по плану Щусева было построено лишь несколько домов на Кооперативной улице.

Клинская улица Воскресенска Тем не менее Истра была отстроена заново, но превратилась в другой, новый город, а не тот, что остался в памяти старожилов.

Экономическое развитие города после войны происходило с размещением сначала промышленного предприятия по выпуску оборудования для угледобычи (опытный завод «Углемаш»), а затем с открытием отделений московских научно-исследовательских институтов электротехнической промышленности.

Полигон ВНИЦ ВЭИ В частности, здесь расположен ВНИЦ ВЭИ, который расшифровывался как Высоковольтный Научно-Исследовательский Центр Всероссийского Электротехнического Института, а сейчас носит странное длинное имя - Вниц Рфяц Вниитф им. академика Забабахина. Наибольшее внимание привлекает знаменитый футуристический испытательный стенд института под названием «Башни Тесла». Это комплекс сооружений, предназначенных для изучения электричества, создания искусственных молний и высоковольтных испытаний. На этих установках тестировали, как поведёт себя техника, например, авиационная, при попадании в неё молнии или при воздействии электромагнитного излучения, которое образуется при атомном взрыве. На полигоне также есть генератор грозовых туч и облаков.

Построили его почти полвека назад, в 70-е годы ХХ века. Стенд не имеет аналогов в мире. Огромная башня генерирует в себе электрический ток в девять миллиардов вольт, что сопоставимо с секундной выработкой всех электростанций в Российской Федерации. А здесь все происходит мгновенно и в одной точке. Говорят, что поле статического электричества при подготовке генератора к испытаниям так высоко, что у всех вокруг поднимаются волосы.




Яндекс.Метрика