На южной окраине Красногорска неподалёку от высокого берега широкой Нижнемякининской поймы Москва-реки спрятался уникальный Николо-Боголюбский храм в Павшино. Вернее – храмовый комплекс, состоящий из двух церквей на одной территории единого прихода.
Слово «спрятался» употреблено не случайно. Это действительно так. Добраться до церквей не просто, но оно того стоит.
Находится храмовый комплекс, фактически, по адресу ул. Центральная, 33. Но громкое название улицы «Центральная» давно не соответствует практическому содержанию. Улочка эта весьма скромна на фоне расположенных неподалёку автотрасс и улиц, проходящих через многоэтажные районы Красногорска, включая Павшино и Павшинскую пойму.
Идти к этим древним, намоленным церквям приходится долго, кружа мимо заборов и строек. Напрямик было бы короче, но ограды и закрытые территории не позволяют спрямить путь. Зато, когда преодолеешь эту визуально не очень приятную дорогу, неожиданно открывается опрятная и аккуратная улица с деревенскими или загородными частными домами. Это удивительное превращение – глаз здесь отдыхает и радуется, в отличие от противоположных зрительных впечатлений еще минуту назад.
Невысокие и аккуратные дома этой улочки и сами две церкви комплекса диссонируют с расположенными неподалёку и как бы нависающими над ними огромными многоэтажками. Интересен также и переход от бурлящей вокруг многоэтажек жизни, где всегда относительно много людей, к тихому и философскому спокойствию сельской улочки у храма. Попадаешь будто в другое измерение.
Эта церковь по достоинству входит в ряд замечательных исторических и архитектурных достопримечательностей, а также духовных центров северо-запада Москвы и прилегающего Подмосковья. В их числе можно назвать церкви Троице-Лыково, Братцево, Рождественский храм в Митино, Знаменскую церковь в Красногорске, церковь Архангела Михаила в Архангельском. Большинство из них описаны в третьей книге серии «odinmirage» под названием «О Москве и окрестностях в стиле odinmirage». Николо-Боголюбский храмовый комплекс не описан в этой книге лишь по причине дефицита информации о нем у автора на момент её написания. Но он достоин литературного описания в любом произведении.
Николо-Боголюбский храм в Павшино, как уже сказано вскользь выше, не одна церковь, а единый комплекс в составе двух храмов – Никольского (Николая Чудотворца) и Боголюбского (Боголюбской иконы). Обители построены в XIX веке, но в разное время. Архитектурные решения у них отличаются, степень сохранности неодинаковая. Но обе церкви составляют собой единый духовный комплекс с общим названием Николо-Боголюбский храм в Павшино.
Первой в этом комплексе была построена Никольская церковь. Деревянное здание, возведенное в допетровские времена (упоминается в летописях за 1623 года), стояло на берегу Москвы-реки в дворцовом селе Павшино. Церковь была названа в честь Николая Чудотворца, покровителя судоходства и путешественников. С увеличением жителей села было решено построить каменную обитель. Церковь и 32-метровая колокольня в камне были возведены с 1817 по 1823 годы. Освящение произошло в 1823 году после окончания всех отделок и доработок.
Далее Николо-Боголюбский храм в Павшино был расширен Боголюбской церковью. Предысторию постройки этой святыни знатоки ассоциируют с её названием. В середине XIX века в России свирепствовала эпидемия холеры, которая добралась и до Павшино. Жители села взяли из Никольской церкви Боголюбскую икону Божьей Матери и совершили крестный ход вокруг своего поселения. И холера отступила, никто из крестьян не заболел. Ввиду такого чуда на пожертвования было решено построить храм в честь такой иконы. И каменная трехпрестольная церковь в честь Боголюбской иконы Божией Матери (приделы пророка Божия Илии и великомученика Георгия Победоносца) была возведен рядом с первой церковью в 1866 году на пожертвования. А сама Чудотворная икона находится в Боголюбском храме по сей день.
В Подмосковье посвящение православного храма Боголюбской иконе считается достаточно редким. Кроме павшинского храма старые церкви с тем же именем есть лишь в Сергиевом Посаде – в Боголюбовской киновии недалеко от Гефсиманского Черниговского скита и в городе Пушкино рядом с железнодорожной станцией. Список Боголюбской иконы хранится также в Троицкой церкви в Павлино городского округа Балашиха.
Павшинский образ Боголюбской Пресвятой Богородицы относится к особому типу, возникшему от иконы Божией Матери, которая висела когда-то в Москве у Варварских ворот Китай-города. Во время московской чумы 1771 года у Варварских ворот произошли многие чудеса и исцеления. С этого времени московский образ стал особо почитаться среди горожан. Восемнадцатого июня по старому стилю у Варварских ворот собирались толпы богомольцев, а духовенство служило торжественный молебен. Для этого икону спускали вниз и помещали в специальной палатке, где каждый мог приложиться к святыне в течение трех дней. Все это время площадь в центре Москвы у Варварских ворот была закрыта полицией для движения повозок и экипажей, потому что утром и вечером, в любую погоду вся округа была полна богомольцами. Через три дня на площади вновь совершался молебен, и икону поднимали обратно.
В сборнике Е. Поселянина «Богоматерь: полное иллюстрированное описание Ея земной жизни и посвященных Ея имени чудотворных икон» описываются особенности этого «московского» типа Боголюбской иконы. В отличие от владимирского оригинала XII века у ног Богородицы изображены фигуры почитаемых московских святых: Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и других, включая блаженных Василия и Максима, святителя Василия Великого, Алексия человека Божия, Симеона сродника Господня, апостола Петра, мученицы Евдокии и Параскевы.
Что касается самого Павшино, то это Дворцовое село на Москве-реке впервые упоминается в 1462 году в духовной грамоте великого князя Московского Василия Темного.
Есть интересное документальное упоминание о селе и в более поздних исторических документах. В 1909 году вышел справочник «Спутник по Московско-Виндавской железной дороге», ставший интересным источником по краеведению западного Подмосковья. Виндава – это незамерзающий глубоководный порт на Балтийском побережье, стоящий возле устья широкой реки Венты, удобной для прохождения большегрузных торговых судов. Постройка этой железнодорожной линии стала «прямым путем от центра России к лучшему порту Балтийского побережья». В справочнике кратко рассказывается о станциях линии (сегодня это Рижское направление Московской железной дороги) и истории окрестных селений, в том числе и Павшино. В этой книге имеется старая фотография Никольской и Боголюбской церквей начала XX века.
Никольская церковь была закрыта и разорена в советские годы, а Боголюбский храм, напротив, оставался единственным действующим в городе. Благодаря этому здесь уцелели многие дореволюционные иконы, в том числе местная павшинская святыня – список XIX века Боголюбской иконы Божией Матери.
Путь к восстановлению Никольской церкви был длинным. В 1980 году зданию храма присваивается статус объекта культурного наследия. 22 мая 2013 в Никольском храме была отслужена первая после закрытия в годы гонений Божественная Литургия. И лишь к 2021 году проделаны основные работы по реставрации храма: восстановлены фасады, установлен купол с крестом, вставлены окна. Сейчас эта церковь выглядит внешне даже лучше не закрывавшегося в годы гонений соседнего Боголюбского храма.