Аллея парка Проезжая по Ильинскому шоссе из Москвы в сторону Ильинского, после музея техники Вадима Задорожного и перекрестка, идет территория усадьбы Архангельское по левую руку. А по правую руку через дорогу расположено здание театра Гонзага, почти вплотную к Ильинскому шоссе.

Театр возводили в кратчайшие сроки, к визиту в Первопрестольную императора Александра I по случаю празднования пятилетнего юбилея победы в Войне 1812 года. Князь Николай Борисович Юсупов, руководивший организацией торжеств, рассчитывал принять членов императорской семьи в своей подмосковной усадьбе и развлечь августейших гостей спектаклем столичного уровня.

Беседка в парке у партера перед южным фасадом Дворца Поэтому для более быстрого устройства театрального зала решено было переоборудовать усадебный конный манеж. Строительство началось в июне 1817-го, а ровно через год Юсупов уже представил первый спектакль в собственном театре в присутствии российского государя, прусского короля Фридриха-Вильгельма III и германских принцев.

Главную же ставку владелец театра сделал на его декорации, созданные гением прославленного мастера театральной иллюзии Пьетро Гонзага. Богатейший вельможа своего времени, Юсупов одним махом заказал полный сет из 12 декораций главному художнику императорских театров. В набор входили все возможные варианты сценографических решений классической оперы: городская площадь, дворец, храм, кабинет, сад, лес, тюрьма и так далее.

Театр Гонзага Итальянский художник Пьетро Гонзага работал во многих театрах (среди них миланский «Ла Скала» и венецианский «Ла Фениче»), но подлинные декорации мастера сохранились только в усадьбе «Архангельское». Главное их свойство – стереоскопичность и объемность: до сих пор Гонзага считается блестящим мастером перспективы.

В наши дни театр, после проведенной несколько лет назад реставрации, регулярно приглашает зрителей на спектакли и концерты. Сезон открывается в начале июня и продолжается до середины октября. В репертуаре – преимущественно концертная классика. На сцену театра в Архангельском выходили скрипачка Светлана Безродная и оперная певица Татьяна Ланская, послушать выступления учеников не раз приезжали Галина Вишневская и Мстислав Ростропович.

Выставка фарфора Юсуповых в Павильоне каприз Театр и его история, вне всякого сомнения, интересны, но еще боле интересно все, что располагается на обширной территории с другой стороны Ильинского шоссе.

Государственный музей-усадьба «Архангельское» открытый 1 мая 1919 года, представляет собой дворцово-парковый ансамбль конца XVIII века. Усадьба расположена на берегу старицы Москвы-реки, спускаясь к ней от здания дворца прекрасным садово-парковым ансамблем.

Внутри Колоннады С конца XVII века усадьба принадлежала князьям Голицыным, а с октября 1810 года до революции 1917 года — коллекционеру и меценату князю Н.Б. Юсупову (1751 – 1831 гг.) и его потомкам. В этот период происходит преображение и истинный расцвет усадьбы. Строительство и украшение зданий и парковых инсталляций связано с именами архитекторов Герна, Тромбара, Петонди, Гонзага, Бове, Клейна. В коллекции живописи представлены произведения крупнейших западноевропейских художников XVII – XIX веков — А. Ван Дейка, Д.Б. Тьеполо, Ф. Буше, Ю. Робера и других.

Выход партера дворца к корпусам санатория и спуску к старице Москва-реки Особенно впечатляет большой партер — открытое пространство перед дворцом (500 шагов в длину и 140 в ширину). Здесь вы увидите четыре большие мраморные вазы и 20 скульптур. Так партер выглядел еще при князе Николае Юсупове, и кажется, что с тех пор ничего не изменилось.

Всего в парке усадьбы установлено 178 скульптур. Чтобы увидеть каждую, надо прогуляться по всем аллеям.

Дача № 7 и Колоннада Гордостью музея является фонд редких книг — здесь находится одна из самых больших коллекций (около шестнадцати тысяч томов русских и западноевропейских изданий XVI – ХIХ веков). Хранятся тут также старинные рукописи, исторические документы и фотографии из прошлого. В своем большинстве они были собраны при князе Николае Борисовиче Юсупове.

Можно много рассказывать о разных людях, бывавших в Архангельском – поэтов, царей, князей, художников. Но лучше, чем один из бывших владельцев усадьбы – князь Феликс Юсупов, вряд ли кто-нибудь способен передать притягательную атмосферу, царившую здесь в прошлом.

Вот, что он пишет в главе 8 своих мемуаров.

Дворец - восточное крыло Москву я любил больше Петербурга. Москвичей почти не тронуло чужеземное влиянье, и остались они настоящими русаками. Москва была истинной столицей Святой Руси.
Древние дворянские роды в своих роскошных городских и деревенских усадьбах жили по старинке. Они почитали обычай и сторонились петербуржцев, называя их чужеземцами. На лето мы уезжали в Архангельское. Многие друзья ехали проводить нас, оставались погостить и загащивались до осени.
Любил я гостей или нет – зависело от их отношения к архангельской усадьбе. Я терпеть не мог тех, кто к красоте ее был бесчувствен, а только ел, пил да играл в карты. Их присутствие я считал кощунством. От таких я всегда убегал в парк. Бродил среди деревьев и фонтанов и без устали любовался счастливым сочетаньем природы и искусства. Эта красота укрепляла, успокаивала, обнадеживала. Иногда я доходил до театра. Забирался в ложу для почетных гостей и воображал, что сижу на спектакле, что лучшие артисты поют и танцуют для меня одного. Я представлял себя прапрадедом князем Николаем и полновластным хозяином Архангельского. Порой сам поднимусь на сцену и пою, будто для публики. Иногда до того забудусь, что думаю, меня слушают, затаив дыханье. Очнусь – смеюсь над собой, и в то же время грустно, что чары рассеялись.
Наконец у Архангельского нашелся обожатель в моем вкусе – художник Серов, в 1904 году приехавший в усадьбу писать с нас портреты.
Дворец - северный парадный въезд Это был замечательный человек. Из всех великих людей искусства, встреченных мною в России и Европе, он – самое дорогое и яркое воспоминанье. С первого взгляда мы подружились. В основе нашей дружбы лежала любовь к Архангельскому. В перерывах между сеансами я уводил его в парк, усаживал в лесу на свою любимую скамейку, и мы всласть говорили. Идеи его заметно влияли на мой юный ум. А впрочем, считал он, что, если бы все богатые люди походили на моих родителей, революция была бы ни к чему.
По воскресеньям после обедни приходили крестьяне с детьми. Дети угощались сластями, их родители излагали просьбы и жалобы. Крестьян внимательно выслушивали и почти всегда удовлетворяли.
Каретная галерея в Западном флигеле Дворца В июле проходили народные праздники с хороводами и пеньем. Любили их все. Мы с братом были на них непременно и ждали их с нетерпеньем каждый год.
Простота наших отношений с крестьянами, наше братство при всей их почтительности поражало гостей-иностранцев. Гостивший у нас художник Франсуа Фламан был этим совсем потрясен. Архангельское так полюбилось ему, что, уезжая, он сказал матушке: «Княгиня, как покончу рисовать, позвольте наняться к вам на должность почетной архангельской свиньи!»

Здесь стоит рассказать об одной из легенд, связанных с Юсуповыми и отразившейся на Архангельском.

Кладовая над оврагом и Колоннада Задолго до Юсуповых усадьбой владел Никита Одоевский, при котором была возведена небольшая белокаменная церковь Михаила Архангела. По легенде, богоугодное дело он поручил своему крепостному, Павлу Потехину. И вот в 1667 году был открыт храм с одним куполом и множеством кокошников, которые изначально располагались несимметрично.

К церкви ведет мощеная дорога, проходящая под Святыми воротами, построенными уже при Юсуповых в 1824 году. Проходя под ними, нужно мысленно выбросить из своего списка желаемого какое-нибудь незначительное желание, и тогда главное, заветное, обязательно исполнится.

Колоннада Примета эта пошла от Татьяны Александровны Юсуповой, супруги Николая Борисовича. Чтобы уберечь мужа от родового проклятия, она «выбросила» из сердца и богатство, и его верность, и даже само Архангельское.

Что же это за родовое проклятие?

Колоннада Основоположник рода Юсуповых — известный татарский вельможа Юсуф-мирза, его дочерью была правительница Казани Сумбека (она же Сююмбике). Уже при царе Федоре Алексеевиче, то есть в XVII веке, правнук Юсуфа (он же прадед Николая Борисовича) попал в опалу: он в постный день накормил патриарха Иоакима скоромным — гусем. Этот гусь, поданный скорее всего без злого умысла, был воспринят как оскорбление православному от мусульманина. И предка Николая Борисовича лишили части имущества. Чтобы спасти состояние, он принял христианство — так и появились князья Юсуповы.

Купол Колоннады «История про гуся» зафиксирована в родовых письменных преданиях князей. Дальнейшая история является широко распространенной легендой, которую никто не может подтвердить документально. За отступничество от мусульманской веры род Юсуповых был проклят. Проклятие означало, что в каждом поколении не должно было быть более одного наследника мужского пола, а если и оказывалось больше, то только один мог прожить дольше 26 лет.

Княгиня Зинаида Юсупова с сыновьями Николаем и Феликсом в Архангельском Это предание, возможно, сказалось на том, что в усадьбе Архангельское появился храм-усыпальница этого княжеского рода. Внешне он напоминает Казанский собор в Петербурге, и его часто называют Колоннадой. Дело в том, что Зинаида Николаевна Юсупова - последняя владелица «Архангельского» - родила двоих сыновей. Старший, Николай, был убит на дуэли в 1908 году, за несколько месяцев до своего 26-летия. После этого Зинаида Николаевна распорядилась построить в усадьбе этот храм-усыпальницу. Она хотела перевезти сюда прах всех покойных Юсуповых, чтобы семья была похоронена в одном месте. Осуществлению этого намерения помешала революция.

Воспоминания об Архангельском Феликса Юсупова хорошо дополняют и другие разнообразные легенды, без которых такое место не могло обойтись. Вот пара таких легенд:

  1. Павильон каприз и Чайный домик Ближе к Английскому парку, на приозерном холме, стоит открытая беседка. Отдыхающие санатория «Архангельское» часто «встречают» здесь привидение учителя танцев, который пробыл «живьем» в имении в далеком прошлом всего несколько дней. Молодая жена одного из гостей князя позволила себе более тесные отношения с ним, нежели те, которые могут связывать учителя и ученицу. Имение балетмейстер покинул, но свое сердце оставил в нем навеки. А со временем он стал часто появляться в беседке, уже в виде духа. Учитель, пожалуй, самое доброе приведение, поскольку каждый его визит предвещает только хорошее. Если вы увидите, как он обучает вальсировать, ждите богатство. Если он обучает полонезу, откройте свое сердце истинной любви. Если кадрили – не смущайтесь, скоро будете вовлечены в легкомысленные, но приятные отношения.
  2. Партер парка и южный фасад Дворца Однажды ради того, чтобы повесить в Архангельском две картины венецианского художника Джованни Баттисты Тьеполо, князь Николай Юсупов снес во дворце стену. Две смежные залы пришлось превратить в одну. Потому что ширина каждого полотна — несколько метров, а висеть, по задумке князя, они должны были непременно на одной стене. А чтобы заполучить картину французского живописца Жака-Луи Давида, князь сперва был вынужден приобрести (за хорошие деньги) полотно его ученицы Анжелики Монже. Только после этого Давид, который был нарасхват, написал картину специально для князя.

Партер парка перед Дворцом и два корпуса санатория над старицей Москва-реки Прекрасно описано Архангельское уже ближе к нашим дням в книге Адриана Рудомино «Легендарная Барвиха». Автор хорошо помнит советские времена и те перемены, которые произошли в окрестностях Архангельского в постсоветский период. Тем его книга и ценна. Она как бы перебрасывает мостик от Архангельского к другим знаменитым местам в округе в недавней исторической ретроспективе.

Святые ворота - дорога к Архангельской церкви Архангельское особенно красиво со стороны Лохина-острова, откуда открывается широкая и величественная панорама высокого берега старицы, Юсуповского дворца, спускающихся вниз партера и трех террас. Бельведер дворца с коринфскими колоннами хорошо виден и издалека, с высокого берега Москвы-реки в центре деревни Барвиха. Родители рассказывали мне, как они в конце 1920-х годов наслаждались видом Юсуповского дворца с мансарды нашего старого дома. Они вспоминали, что был виден не только бельведер, но и весь второй этаж дворца. …Но, к сожалению, постройки и заборы таунхауса «Флоранс» полностью закрыли этот прекрасный вид. А раньше здесь было любимое место прогулок окрестных жителей -отсюда можно было полюбоваться Архангельским и посмотреть на праздничные салюты.
В 1930-х годах барвихинцы в Архангельское обычно ходили пешком, переходя Москву-реку в конце раздорского луга по летним мосткам или пересекая её вброд. Детей переносили на плечах.
…К сожалению, раздорский луг застраивают, кабанов истребили, лоси ушли, а может быть, их тоже перебили. А ведь ещё в 1950-1960-х годах они запросто бродили по нашему поселку, заходили на участки. …
Укрытые на зиму скульптуры партера парка неред Дворцом 1 Раньше в зимний снежный солнечный день можно было на лыжах проделать интересный и красивый путь в Архангельское из Барвихи. Иногда здесь встречалось семейство кабанов, деловито бегущих по тропе со стороны Ромашкова в поповский лес – кабан и кабаниха, а за ними выстроенное по ранжиру потомство. Лыжники останавливались и с некоторым страхом и интересом наблюдали за ними. Минуя жутковатый, темный поповский лес, выходишь, бывало, к Москве-реке, переходишь её и бежишь по лыжне, проложенной по северной полукруглой опушке лохиноостровского леса. И вдруг открывается, как в сказке, широкая и величественная панорама Архангельского. А справа от дворцового ансамбля, на высоком берегу старицы, видна маленькая, изящная церковь Михаила Архангела. Картина ошеломляющая. Впечатление такое, будто зодчие заранее спланировали, чтобы широкая и величественная панорама усадьбы была всегда видна издалека.


Яндекс.Метрика