Голицыно, вроде бы на первый взгляд, небольшой пристанционный городок с населением не более 20 тысяч человек, наиболее примечательной каменной постройкой которого является станционный вокзал, построенный в 1912 по проекту архитектора Льва Кекушева.

Верхний Голицынский пруд на Вяземке Есть еще в городке пару заводов - керамический, созданный в 50-е годы ХХ века на месте сезонной промысловой артели «Звенигородский труд», существовавшей с 1928 года и фабрика головных уборов, возникшая вместо артели, где изготавливались игрушки, музыкальные инструменты, пуговицы и брошки.

Да, разумеется, есть еще Голицынский пограничный институт ФСБ России, что немаловажно для такого городка и влияния на его жизнь и развитие.

Верхний Голицынский пруд на Вяземке Казалось бы, простой провинциальный городок с военно-пограничным уклоном. И писали мы уже о Голицыно на сайте, что еще можно рассказать о таком городке?

Но не торопитесь делать выводы. Этот город имеет свое непередаваемое очарование, которое скрыто от поверхностного взгляда неподготовленного визитера, и открывает для внимательного и заинтересованного посетителя всё новые и новые интересные пласты.

Вот что пишет о Голицыно Георгий Зиновьевич Блюмин в своей книге «Рублевка, скрытая от посторонних глаз. История старинной дороги».

18 октября 1867 года состоялось постановление о строительстве железнодорожного пути Москва – Смоленск – Брест. Уже в следующем году частные акционерные общества приступили к одновременному строительству Московско-Смоленской и Смоленско-Брестской линий. В 1870 году эти линии соединились.
Вначале станции железной дороги находились в деревянных зданиях, а к 100-летию Бородинской битвы появились архитектурно оформленные каменные вокзалы, причем станции стали носить имена героев Отечественной войны 1812 года: Голицыно, Дорохово, Тучково. Появилась и станция Бородино.
Вокзал в Голицыне, существующий поныне, возвел знаменитый московский зодчий Лев Николаевич Кекушев (1862–1919).
Верхний Голицынский пруд на Вяземке Голицыно располагалось в чрезвычайно живописных местах. В начале XX века 8 тысяч десятин здешней земли принадлежали князю Дмитрию Борисовичу Голицыну. Большую часть этих земель составляли леса. Князь решил выстроить тут дачный поселок под названием Голицынский городок. Сохранилась серия открыток с видами окрестностей Голицына и надписью: «Прекрасный воздух, лес, река, шоссированные проспекты, железобетонные и деревянные мосты, своя платформа, каменное двухэтажное здание гимназии».
Еще до революции, здесь, в березовой роще, антрепренер Ф.А. Корш построил небольшой двухэтажный дом с девятью комнатами. По договоренности с родственниками Корша в 1932 году это здание перешло к Литфонду, и тут появился Дом творчества писателей. Целый букет писательских имен связан с Голицыном: Аркадий Гайдар, Александр Фадеев, Константин Паустовский, Валентин Катаев, Александр Твардовский. Лето 1937 года в Голицыне провел, возвратившись из эмиграции, русский писатель Александр Иванович Куприн. На голицынских дачах жили и творчески работали поэты Марина Цветаева и Арсений Тарковский.

К рассказу Г.З. Блюмина, в части касающейся Дома творчества писателей, стоит добавить воспоминания писателя Н.Д. Телешова:

Верхний Голицынский пруд на Вяземке В доме отдыха Литфонда в августе 1937 года был организован товарищеский прием красноармейцев Пролетарской дивизии. Приехало человек двести. Наготовили им ватрушек, квасу, всякой сдобы, ягод, чтоб было исключительно только «свое» и ничего купленного. Сад был празднично убран. Везде флажки, букеты и плакаты с девизами и стихами. Гости пришли с маршем и песнями. Пели, играли в горелки, плясали, гонялись взапуски, веселились.
Некоторые из присутствовавших здесь писателей читали свои стихи: Лебедев-Кумач, Лахути. В ответ на это красноармейцы читали и свои произведения. Было весело и радостно. На этот праздник приглашен был и Куприн. На игровую площадку вынесли ему кресло, усадили с почетом, и он сидел и глядел на все почти молча. К нему подходили иногда военные, говорили, что знают и читают его книги, что рады видеть его в своей среде. Он кратко благодарил и сидел в глубокой задумчивости.

Виндавский проспект Удивительно и прекрасно, что эти исторические факты не просто история Голицыно. Это традиции, которые здесь стараются беречь и продолжать местные жители, энтузиасты и патриоты своего города, творческие люди с искрой любви к жизни и прекрасному.

В этом вы можете убедиться зайдя на страницу социальной сети «В контакте» под названием «Голицыно – Наш город!» и почитав эссе Лены Арто, которые она собрала в книгу "Голицыно. Мои прекрасные соседи".

На презентации книги Лены Арто про голицынцев В начале июня 2018 года во дворе мастерской заслуженного художника Южной Осетии Михаила Кулумбегова в Голицыно состоялась презентация этой книги. Обстановка на этой презентации очень живо напоминала описания того, как выглядели встречи творческой интеллигенции в Доме отдыха Литфонда в Голицыно.

Все было просто и демократично, с одной стороны, но, с другой стороны, наэлектризовано энергетикой творческих сил присутствующих. Прямо на штакетнике лицевой стороной внутрь участка были развешены картины Михаила Кулумбегова. Гости не только говорили теплые слова в адрес Лены, но и читали стихи, пели и музицировали. Прочувствовать атмосферу можно по короткому видео ниже.

Если сравнивать с рассказом Н.Д. Телешова, то вместо ватрушек был настоящий плов, сделанный здесь же в казане и много разной другой снеди и напитков. Но дело не в них, а в той доброй и непринужденной атмосфере, которая здесь царила.

Возвращаясь к описанию самого города, для представления тех, кто в нем еще не бывал, стоит условно разделить Голицыно на четыре района: «Девятки», «Керамика», ДРСУ-4 и частный сектор в южной части города (бывший дачный городок князя Голицына).

Наиболее живописные места лежат вдоль речки Вяземка: на юге в районе частного сектора на восточной стороне от идущего к станции Петровского шоссе и на севере, по другую сторону железной дороги – между «Девяткой» и Усадьбой «Большие Вяземы». Посмотрите, как красив, образованный Вяземкой на южной стороне Голицыно, Верхний Голицынский пруд с высоты птичьего полёта.

Не случайно на юге на противоположном от частного сектора Голицыно берегу Вяземки (Верхнего Голицынского пруда) возник и продолжает работать Дом отдыха, а на севере князья Голицыны построили на берегу Вяземки (Нижний Голицынский пруд) со стороны Больших Вязем усадьбу, в которой сейчас располагается Музей Пушкина и разбили красивый и по сей день усадебный парк.

Отметим также, что история Голицыно примечательна целым рядом интересных моментов. Об одном из них пишет в своей книге «Вокруг Москвы. Истории для путешествий» Алексей Митрофанов.

Картины Михаила Кулумбегова на штакетнике В Голицыне на базе Складочно-Потребительского общества был создан крестьянский театр – редкость по тем временам удивительная. Театр привлекал внимание как публики, так и людей искусства. В частности, художник Василий Поленов снизошел до того, что писал для театра декорации. Правде всего-навсего для одного спектакля – «Купец Калашников». А зрительный зал крестьянского театра как-то раз почтил присутствием сам Лев Толстой.
Но самый интересный социально-коммерческий эксперимент относился к дачному строительству. Дмитрий Борисович Голицын задумал создать образцово-показательный дачный поселок, так называемый Голицынский городок.
Картины Михаила Кулумбегова на штакетнике На территории городка было прорезано 13 регулярных проспектов, шоссе и проездов, названных по большей части в честь членов семьи владельца – Дмитриевский, Екатерининский, Владимирский, Борисовский и пр. Обустраиваются пешеходные и проезжие мосты – чтобы транспорт не мешал прохожим и наоборот. Устраиваются экономичные колодцы неглубокого бурения – так называемые абиссинские. Монтируются газовые фонари. Запруживается речка Вяземка, и на получившейся плотинке сооружается романтичный «Горбатый мостик»...
Но вопреки ожиданиям дачный проект провалился. Строительство шло медленнее, чем планировалось, а вложенные средства не вернулись к Дмитрию Борисовичу. Стоимость получилась довольно высокой, и московский обыватель предпочитал места подешевле.





Яндекс.Метрика