Безусловно, уважаемые читатели сайта знают, кто такие Тарковские, или, по меньшей мере, эта фамилия на слуху.

Отец и сын Тарковские на фоне книги Арсения Возможно, молодые люди, не заставшие времена СССР и переходный период, гораздо меньше осведомлены о двух великих творческих личностях, отце и сыне Арсении и Андрее Тарковских.

Мы напомним Вам об этих талантливых и интересных людях в связи с тесной связью Арсения Тарковского с подмосковным Голицыно. Его сын Андрей тоже бывал здесь неоднократно.

Тарковский Арсений Александрович — русский поэт с мировым именем, писавший в лучших традициях поэтов серебряного века и блестяще переводивший классическую поэзию Востока с арабского, туркменского, грузинского и армянского языков.

Тарковские - семейные фото Его сын - Андрей Тарковский - легенда советского и признанный мастер мирового кинематографа, благодаря снятым им фильмам «Зеркало», «Андрей Рублев», «Солярис», «Ностальгия», «Жертвоприношение». Его работы до сих пор являются классикой советского и мирового кино, удостоены многочисленных наград престижных кинофестивалей, переведены на десятки языков.

Как же «занесло» этих людей в провинциальный, хотя и близкий к Москве, маленький поселок Голицыно?

Для ответа на этот вопрос надо понимать несколько важных моментов о самом Голицыно. Во-первых, этот поселок еще в царские времена планировался и строился князем Голицыным, как популярное среди богатых москвичей дачное место. Во-вторых, во времена СССР в Голицыно традиционно имели дома и дачи многие известные представители советской творческой интеллигенции. Скажем так, культурный слой Голицыно весьма глубок и разнообразен, несмотря на провинциальный и не помпезный внешний вид.

Тем временем, продолжим о Тарковских.

Арсений Тарковский Арсений, родившийся 25 июня 1907 года в Елизаветграде на Украине в семье бывшего народовольца, рос в эпоху революционного слома старого уклада жизни. Окончил единую трудовую школу, переехал в Москву. Там Тарковский посещает Высшие государственные литературные курсы при Всероссийском Союзе поэтов. Его первый поэтический наставник Г.А. Шенгели много помогал молодому поэту, в том числе в начале карьеры устроиться на работу в газету «Гудок», где в этот же период времени, с 1924 по 1926 годы работали Михаил Булгаков, Ю. Олеша, И. Ильф, Е. Петров, В. Катаев. В последующем именно в Москве Арсений Тарковский познакомится и с Мандельштамом, и с Мариной Цветаевой.

Примерно с 1933 года Тарковский начал заниматься художественным переводом. 27 февраля 1940 года состоялось заседание Президиума Союза писателей СССР, на котором поэт и переводчик Марк Тарловский рекомендовал принять Тарковского в Союз, обратив внимание собрания на него, как на мастера перевода и назвав его работы (переводы киргизской поэзии, грузинских народных песен, трагедии Корнеля «Цинна», туркменского поэта Кемине). Арсений Тарковский был принят в союз писателей Советского Союза.

Арсений Тарковский с Евдокией Ольшанской на даче в Голицыно В осенние два месяца 1941 года во время войны, находясь в эвакуации в Чистополе, Тарковский написал в Президиум Союза писателей около одиннадцати писем-заявлений с просьбой направить его на фронт. В декабре 1941 года он наконец был вызван в Москву, где получил направление на фронт, а третьего января 1942 года Приказом Народного Комиссариата Обороны за № 0220 он был зачислен на должность военного корреспондента газеты 16-й армии под названием «Боевая тревога».

13 декабря 1943 года в Витебской области Тарковский был ранен разрывной пулей в ногу. В условиях полевого госпиталя у него развилась гангрена в тяжелой форме, которую не получалось устранить местным хирургам. Его жена, Антонина Александровна, с помощью друзей получила пропуск в прифронтовую полосу и вывезла оттуда раненого Арсения в Москву, где в Институте хирургии профессор Вишневский произвёл ему шестую успешную ампутацию.

После войны Арсений Тарковский продолжил занятия переводами грузинских, туркменских и других поэтов, пытался издаваться, но его первая поэтическая книга «Перед снегом» вышла лишь в 1962 году, когда Арсению Александровичу было уже 55 лет.

Дом проживания Арсения Тарковского в Голицыно Именно в послевоенный период был приобретен дом в Голицыно, который сохранился до настоящего времени по адресу Пролетарский проспект 19. Арсений Тарковский и его жена (третья и последняя) любили это место. Дача в Голицыно для Арсения Александровича была предпочтительнее и удобнее, чем те же дома творчества в Переделкине и в Голицыне, где он с женой также проводил много времени (дома творчества позволяли встречаться с коллегами по профессии и были удобны в бытовом отношении – не надо ходить в магазин, готовить, стирать и т.д.).

Зато на своей даче он мог ходить на костылях, не пользуясь протезом, который сильно натирал ему ногу. Передвигаться же на костылях ему было много сподручней.

Кроме того, Тарковский любил природу Подмосковья, которой мог в полной мере наслаждаться на своей даче.

Вот, что он пишет в письме Евдокии Ольшанской о своем дачном саде:

«…У нас идёт яблочный град (яблоки почти созрели), они сыпятся, как говорят, от старости. Тепло было только один день, а этого мне очень мало, да и всем в наших местах тоже. Я наспециализировался печь яблоки в духовке – с сахаром и мёдом, и жалею, что Вас нельзя ими накормить».

А местная трава напоминала Арсению Тарковскому траву его детства, росшую много лет назад в саду их дома в Елисаветграде, о чем он писал в своих стихах.

Под сердцем травы тяжелеют росинки,
Ребенок идет босиком по тропинке.
Я учился траве, раскрывая тетрадь.
И трава начинала как флейта звучать.
. . . . . . . . . . . . . . . . . .
В четверть шума я слышал, в полсвета я видел,
Но зато не унизил ни близких, ни трав,
Равнодушием отчей земли не обидел…

Именно здесь, на своей даче в Голицыно, Арсений Тарковский отпраздновал 25 июня 1988 года свой последний 82-й день рождения.

Дома на противоположной от дома Тарковких стороне Пролетарского проспекта в Голицыно «Вчера возил Тарковских в Голицыно – отмечали день рождения Арсения Александровича. Перед выездом он вдруг сказал мне: “Жизнь прошла, как Азорские острова…” (строчка из нелюбимого им Маяковского). Были: Ирма Рауш, Анна Петровна, Володя Эфроимсон, Юра Саминский, Александр Тимофеевский с семьей, который сейчас живет на даче Тарковских в Голицыне. Все было дивно: аромат цветов, зелень, стол, свет… В общем: “Настал июнь, мой лучший месяц…”».

Этот уголок Подмосковья Арсений Александрович вообще очень любил.

А вот что пишет об обстановке на голицынской даче Тарковских А.Н. Кривомазов в своих воспоминаниях.

Дома на противоположной от дома Тарковких стороне Пролетарского проспекта в Голицыно «Точная дата: 2 августа 1981 года, когда мы с Михаилом Синельниковым и Еленой Пономаревой приехали в Голицыно к Тарковским. Когда мы появились втроем в дверях их дачной комнаты, хозяева, ни о чем не подозревая, сидели за столом в легких домашних одеждах и смотрели черно-белый дачный телевизор. Увидев, что с нами молодая красивая и, к тому же, очень хорошо и модно одетая девушка, галантный хозяин с выражением неописуемого ужаса на лице рванул на костылях в соседнюю комнату сбрасывать свою выцветшую старенькую ситцевую в полоску пижамку и напяливать немыслимо жаркий по летним временам и совсем не нужный в нашем случае костюм... Ему бы это запросто удалось, если бы тремя широкими шагами я не догнал беглеца, остановив его за плечо, и не зашептал в испуганное, но такое доверчивое детское ухо первую же пришедшую на ум бредятину: «Арсений Александрович! Не нужно волноваться, - это Лена, очень хороший проверенный друг, свой в дупель человек, при ней можно говорить то же самое, что и со мной наедине!»
Этот жаркий шепот, широкая улыбка радости от нашей встречи на моей физиономии и полное отсутствие любопытства к деталям одежды хозяина на лице Леночки, шагнувшей к Татьяне Алексеевне со словами приветствия, успокоили Арсения Александровича окончательно. Он вернулся за стол, на который мы взгромоздили привезенные из города припасы, - и на кривых ножках, как струйки дыма, в небо полетел колкий оживленный разговор, в каждой реплике которого доставалось итальянской певице Рафаэлле Карре, которая в течение долгого времени распевала на экране на фоне седого Кремля и собора Василия Блаженного свои шлягеры - по тем временам это было неслыханным надругательством над патриотическими чувствами простых россиян, собравшихся в воскресный день, в дружбе и спокойствии, распить на голицынской даче пару бутылочек хорошего винца...»

Оставим на некоторое время Голицыно и вернемся к судьбе отца и сына Тарковских.

Дагестан - вид на город Тарки - место происхождения рода Тарковских В конце августа того же 1962 года (время выхода первой книги Арсения) его сын кинорежиссёр Андрей Тарковский получил Гран-при Венецианского международного кинофестиваля. Таким образом, отец и сын дебютировали в одном году.

Позже вышли ещё две книги Арсения Тарковского: в 1966 году — «Земле — земное», в 1969 году — «Вестник».

В паспорте Арсения Тарковского в графе национальность было записано «русский». Это так и есть, он русский по воспитанию. Но кровь его – как и у многих гениев России – разнообразная смесь. Девичья фамилия его прабабки – польская, фамилия одного прапрадеда – арабская, другого – кумыкская.

Было когда-то на территории Северного Кавказа княжество, где жил и правил шамхал Тарковский. Титул «шамхал» присваивался правителям некоторых народностей Дагестана (у кумыков, лакцев, даргинцев) на собрании феодальной знати в Кази-Кумухе.

Восточный предок Тарковких Шамхал Тарковский был очень богат, владел табунами лошадей в десятки тысяч голов. По местным традициям и владения, и титул переходили по наследству к старшему в роде, когда шамхал умирал. Младшие дети оставались ни с чем. В результате они разбегались кто куда – в Индию, в Китай, в Турцию…

Прапрапрадед Арсения Тарковского убежал в Россию. И поступил на военную службу. Было это при императрице Елизавете Петровне.

Прадед и дед Арсения жили на Украине, входившей в Российскую империю, и были военными. Они исповедовали римско-католическую религию.

Еще один восточный предок Тарковских Его отец - Александр Карлович Тарковский уже был записан в церковной книге православным и считал себя русским. Он родился в 1861 году, когда произошло знаменательное и долгожданное в России событие - отмена крепостного права. Когда ему было 10 лет, родители в один день умерли от холеры. В юности Александр увлекся народовольческими идеями и был арестован по делу о покушении на харьковского генерал-губернатора. По приговору суда Александр Карлович пробыл в одиночном заключении два года и еще пять лет – в общем тюремном заключении, после чего был сослан на 10 лет в селение Тунку (300 верст от Якутска в Туруханском крае).

После выхода из тюрем и возвращения в Елизаветград, Александр Капрлович находился под гласным надзором полиции. Но полиция полицией, а бывший народоволец и сам остепенился и вполне благополучно служил в городском банке.

Александр Карлович Тарковский знал латынь, греческий, французский, немецкий, английский, итальянский, польский, сербский языки. На матери Арсения, Марии Даниловне Рачковской, Александр Карлович женился в 1902 году. От этого брака у него родились двое сыновей, сначала Валерий в 1903, а потом Арсений в 1907 году.

Дом Тарковского со стороны улицы Коммунистическая Внуку Александра Карловича – Андрею Тарковскому, родившемуся 4 апреля 1932 года в селе Завражье, Юрьевецкого района, Ивановской области, выпало расти в суровые годы Великой Отечественной войны. К тому времени его воспитывала мама, уже без отца, создавшего новую семью. В 1934 году у Андрея родилась сестра Марина. В 1935 году Арсений Тарковский оставил семью. Мама Андрея и Марины - Мария Ивановна устроилась корректором в Первую образцовую типографию в Москве и проработала там до пенсии.

Отвлекаясь на минуту от рассказа об Андрее Тарковском, отметим, что его отец Арсений после расставания с Марией Ивановной был женат еще дважды. Свою третью и последнюю жену – Татьяну Алексеевну Озерскую он любил чрезвычайно. Свыше 40 лет они прожили вместе, не расставаясь почти ни на день.

Дом Тарковского со стороны улицы Коммунистическая В начале войны мать увезла Андрея с сестрой из Москвы к родственникам в Юрьевец. И хотя свою жизнь Андрей Арсеньевич Тарковский прожил в основном в Москве, образом отчего дома остался для него дом его детства в Юрьевце, где сейчас находится Музейный центр Тарковского. Именно впечатления детства Андрея Тарковского, полученные в Юрьевце, предстали перед зрителями в фильме «Зеркало», где были отражены и уход отца, и мать с двумя детьми на руках, и эвакуация с трудностями быта, и школа.

В 1943 году они вернулись в Москву. Андрей продолжил учебу в своей старой школе, где он учился в одном классе с Андреем Вознесенским. В 1951—1952 годах Андрей Тарковский учился на арабском отделении Московского института востоковедения, однако оставил учёбу и в мае 1953 года устроился коллектором в научно-исследовательскую экспедицию института Нигризолото в далёкий Туруханский район Красноярского края, где проработал почти год на реке Курейке, пройдя пешком по тайге сотни километров.

Магазинчик на углу Пролетарского проспекта и улицы Коммунистической недалеко от дома Тарковского По возвращении из экспедиции в 1954 году Тарковский подал документы во ВГИК и был принят на режиссёрское отделение в мастерскую Михаила Ромма. Это было время «хрущёвской оттепели», принесшей в среду молодёжи западную литературу и музыку, зарубежный авторский кинематограф, итальянский неореализм и французскую «новую волну». Всё это вместе, уже полученный к этому времени личный жизненный опыт и эффект расцвета «оттепельного» творчества и свобод в стране, подтолкнули Тарковского к идее авторского кино.

Первой курсовой работой Тарковского стал короткометражный фильм «Убийцы», поставленный осенью 1956 года совместно с Александром Гордоном и Марикой Бейку по рассказу Хемингуэя.

На заднем плане за домом Тарковского виднеется купол Храма Преподобного Серафима Саровского в Голицыно В 1961 году Тарковский подал заявку на фильм «Андрей Рублёв», который требовал большой подготовительной работы. В 1969 году французская фирма, получившая права на зарубежный прокат «Андрея Рублёва», показала его вне конкурса на Каннском кинофестивале, где фильм был удостоен приза. 19 октября 1971 года лента с «Рублевым» была выпущена ограниченным тиражом в прокат в СССР и с тех пор этот фильм практически не сходил с экрана.

На этом месте нашего повествования о судьбе Тарковских будет уместно вернуться к Голицыно.

Андрей Тарковский бывал в Голицыно, куда он приезжал к отцу, неоднократно. Ему было важно понять отношение отца и узнать его мнение о том, что он делает в качестве режиссера и в целом о своих творческих способностях.

Например, Александр Гордон вспоминает, что Андрей Тарковский тоже писал стихи – серьезные и не очень. Будучи первокурсником ВГИКа, он якобы сочинил текст известного блатного романса: «Когда с тобой мы встретились, черемуха цвела, // И тихо в парке музыка играла…» «Как я узнал позже, – пишет Гордон, – Андрей приезжал к отцу в Голицыно с текстом этой песни, и Арсений Александрович предложил изменить несколько слов».

На заднем плане за домом Тарковского виднеется купол Храма Преподобного Серафима Саровского в Голицыно По свидетельству местных старожилов, благодаря этим визитам к отцу, в Голицыно состоялся один из первых показов фильма «Андрей Рублев». Младший Тарковский привез кассету с копией фильма, который еще не вышел в прокат, чтобы показать его отцу и узнать его мнение о фильме. Дома это было сделать невозможно, нужна специальная киноаппаратура. Поэтому показ провели в голицынском доме культуры. При этом вход был свободным для всех желающих, не только Арсений, его жена и их друзья, но и голицынцы могли свободно посмотреть фильм, не вышедший в прокат и ставший в последствии знаменитым мировым шедевром киноискусства.

В 1970 году после почти пятилетнего перерыва Тарковский приступил к съёмкам фильма «Солярис», который был показан на Каннском кинофестивале в 1972 году и, кроме Специального приза жюри, получил также Приз экуменического жюри. В 1973 году фильм вышел в советский прокат.

Старое изогнутое дерево у забора дома Тарковского в Голицыно Премьера фильма «Зеркало» - центрального произведения в творчестве Андрея Арсеньевича Тарковского - состоялась 21 апреля 1975 года. В нём он не стал сковывать себя рамками традиционного сюжета и предложил богатый набор визуальных ассоциаций и воспоминаний художника.

В конце жизни Андрей эмигрировал из СССР. Последние свои два фильма он снял в Италии и Швеции. Отец и сын больше никогда не увиделись. Андрей Арсеньевич умер в Париже в 1986 году.

Арсений Александрович пережил сына почти на три года, в которые сильно сдал, сраженный известием о его кончине. Болезненная любовь этих двух людей, сына и отца, завершилась большой болью для обоих.



Яндекс.Метрика