Собор Успения Пресвятой Богородицы Описание запада Подмосковья и в первую очередь православной архитектуры этих мест было бы неполным без этого путешествия к знаменитому монастырю вблизи Волоколамска. Описание этой обители органично дополняет уже имеющиеся статьи о Саввино-Сторожевском монастыре под Звенигородом, о Новоиерусалимском монастыре в Истре, о Лужецком Богородицком Ферапонтовом мужском монастыре в городе Можайске и о других местных святых местах.

Петровская башняПетровская башня Свято-Успенский Иосифо-Волоцкий монастырь вблизи Волока Ламского (ныне – город Волоколамск Московской области) основан великим русским святым преподобным Иосифом Волоцким в 1479 году. Находится этот православный, мужской общежительный монастырь в Московской области, в 16 км к северо-востоку от города Волоколамска, вблизи села Теряево на берегу живописных прудов. Монастырские пруды имеют рукотворное происхождение. Первый и самый большой был вырыт еще в XV веке при жизни преподобного Иосифа. По берегам, которые изрядно заросли, живут редкие виды птиц, занесенные в Красную книгу. А вся прилегающая к монастырю территория (сами водоемы и вокруг них) входят в состав Природного заказника Теряевские пруды.

Сочетание этих трех красивых прудов и не менее красивого древнего монастыря с белоснежными стенами и устремленными ввысь башнями, визуально превращает обитель в сказочную картинку – как будто это остров царя Салтана или град Китеж.

Иосиф Волоцкий Преподобный Иосиф (1439-1515), будучи человеком неравнодушным к проблемам и трудностям мира, был твёрдо убеждён, что монастыри должны быть центрами просвещения и благотворительности. Монастырь помогал окрестным жителям во время бедствий и неурожаев, содержал богадельню и приют для сирот.

При преподобном Иосифе монастырь стал крупнейшим центром культуры Древней Руси. Здесь собирались и переписывались книги, библиотека монастыря не знала себе равных.

Собор Успения Пресвятой Богородицы Преподобный Иосиф родился в 1439 (1440) году в селе Язвище-Покровское недалеко от Волоколамска, которым владел его отец. Происходил Иосиф Волоцкий из дворянской семьи, находившейся на службе удельного князя Бориса Волоцкого. Иван Санин, как его звали в миру, с восьми лет учился грамоте у старца Арсения в Волоцком Крестовоздвиженском монастыре и первым в семье принял постриг у преп. Пафнутия Боровского. Произошло это около 1459 года, когда ему было около 20 лет. Тогда он вместе с товарищем Борисом Кутузовым вместе решили принять монашество. Позднее перешли в монашество все три его брата и отец.

Иван провел под началом преп. Пафнутия Боровского 18 лет, а после его кончины ушел со своими сподвижниками, семью старцами, на родину, чтобы устроить здесь собственный монастырь со строгим общежительным уставом.

Внутри территории монастыря Есть местная легенда, что в 1479 году ловчего Ивана Санина послали в эти земли, чтобы найти место для церковной обители. Лишь непролазные болота и лесную чащу нашел здесь ловчий, пока стоял он в раздумьях посреди леса, как вдруг ударила молния. Иван Санин решил, что это Перст Господень, указующий ему на то место, где должен быть построен монастырь. И стоило ему об этом подумать, как началась буря, повалившая все деревья вокруг. Вот так и было найдено то место, где сейчас стоит Иосифо-Волоцкий монастырь, в Теряево. В самой чаще у родника преподобный Иосиф поставил деревянную часовню и кельи, где вместе со своими сподвижниками жил до того времени, пока на нынешнем месте не был построен храм Успения Пресвятой Богородицы (1484–1486 гг.).

Колокольня церкви иконы Божией Матери Одигитрия Поселок Теряево тоже имеет свою легенду. По преданиям, сам Иван Грозный охотился в этих местах и сюда отсылал неугодных ему стрельцов, якобы на охоту, с которой враги царя никогда не возвращались. Говорили, потерялся, откуда и пошло название поселка – Теряево, бывшая Теряевская слобода.

Иосиф Волоцкий с успехом продолжил дело своего учителя в третьем поколении Сергия Радонежского – просвещение русского народа в духе чистоты веры и патриотизма. Не случайно его основной труд, и это первый на Руси систематический богословский труд, носит название «Просветитель».

Памятник Иосифу Волоцкому и Петропавловская надвратная церковь за ним Как отметил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «Сохранив для Московской Руси православную веру, не допустив расколов и разногласий, преподобный Иосиф содействовал укреплению, в том числе и территориальной целостности, нашей страны и географическому расширению России».

Мощи преподобного Иосифа Волоцкого были обретены в месте его погребения под стеной Успенского собора монастыря в 2001 году — Божиим промыслом 31 октября, во время всенощного бдения под день его памяти.

Внутри территории монастыря Ради объективности и исторической точности необходимо сказать и о других оценках личности Иосифа Волоцкого. В частности, многие отмечают, что основатель монастыря при всех плюсах его деятельности, был одновременно и организатором первых массовых репрессий в России и преследований инакомыслящих. По сути, это был глава нашего варианта инквизиции, причем пожестче, чем было во многих странах Европы. Он мог бы вполне соперничать с испанским Торквемадой, жившим примерно в те же годы. У нас принято его почитать за то, что он «помог избежать раскола в православии». Ну как помог, при этом не уточняют, а методы были самыми зверскими - кого-то сжигали на костре, кого-то пытали или морили голодом до смерти, в самом гуманном случае - запирали в башне того самого монастыря, который он основал, и держали там долгие годы.

Внутри территории монастыря Суть «православного раскола» при этом зачастую носила не идеологический или философский характер, а экономический. Его оппоненты или противники считали, что церковь не должна давать деньги в долг под проценты, а монахи должны жить скромно, обеспечивать себя своим трудом, а не накапливать богатства, как Иосиф Волоцкий и его сторонники, прозванные позже "иосифлянами". Именно по этой причине они становились врагами влиятельному игумену, и он начинал их преследование, как раскольников. В частности, такими преследуемыми противниками были: Вассиан Косой, вольнодумец княжеского происхождения, посмевший возражать против хапужничества и ростовщичества иосифлян (был заточен в башне и доведен истязаниями до смерти); Максим Грек, греческий публицист, критиковавший нравы русских монахов; и многие другие.

Картинка Успенского собора с колокольней в прошлом Иосиф Волоцкий по сей день считается покровителем бизнесменов, потому что он всегда считал, что церковь должна расширять свои материальные возможности, чтобы их использовать на благие цели.

Можно по-разному оценивать личность самого Иосифа, отдавая при этом должное уникальным историческим заслугам самого монастыря. Нет на Руси второго такого православного учреждения, возрастившего за неполных 200 лет более 20 архиереев, из которых наиболее известны прославленные в лике святых Первосвятители Казанские Герман и Гурий (были насельниками монастыря). В лике святых были прославлены старцы монастыря Герасим Черный, Фотий, Кассиан Босой (не путать с Вассианом Косым – смотри текст выше).

Собор Успения Пресвятой Богородицы Архитектурный ансамбль монастыря – выдающийся художественный комплекс, один из красивейших в русской архитектуре, сложившийся в ХV-ХVII веках и сохранивший с тех пор свою цельность.

До наших дней дошли постройки XVII века: величественные стены с семью мощными башнями, украшенными узорными выкладками, изящная Петропавловская церковь на богато декорированных Святых вратах, прекрасный, большого объема Успенский собор на высоком белокаменным подклете.

В соборе мастером Евсевием Леонтьевым был сооружен великолепный иконостас, каждая икона которого заключена в пышную золоченую раму из липового дерева. Росписи интерьера выполнены в 1909 году палехскими мастерами.

Старинное изображение монастыря Главный храм монастыря возводился трижды. Первая церковь Успения, деревянная одноглавая, была заложена преподобным Иосифом 6 июня 1479 года. В 1484 году уже возводится белокаменный собор. 18 декабря 1486 года храм был освящён. Росписи были выполнены “хитрыми живописци в русской земли: Дионисьем и его детми – Владимером и Феодосием, и Паисеею иноком, и два братаничя Иосифовы – инок Досифей да инок Васиян”. Храм был пятиглавый с деревянными крестами. Главы и кресты были обиты железом. Очень богат был интерьер соборной церкви: иконы работы Андрея Рублева и Дионисия, многие из которых имели драгоценные оклады, высокохудожественные шитые пелены, великолепные священнические одежды.

Старинное изображение внутренней площади монастыря Возле северо-западного угла Успенского собора была построена каменная восьмигранная четырёхъярусная столпообразная звонница с шатровым куполом. В третьем ярусе колокольни иждивением волоцкого князя Бориса Васильевича и его детей был устроен храм в честь Пресвятой Богородицы Одигитрии, где была поставлена икона, полученная преподобным Иосифом в благословение от его наставника Пафнутия Боровского. На верхнем ярусе под колоколами стояли часы с курантами. Вход в колокольню был устроен в стене в два оборота: первый начинался на юго-западной грани, другой – из церкви на северо-западной грани.

В начале Великой Отечественной войны, 19 ноября 1941 года, колокольня была взорвана отступавшими Советскими войсками. Сохранились руины нижнего яруса с внутристенной лестницей.

Церковь Богоявления Господня Древнейшая часть ансамбля – Богоявленская церковь, сооруженная в 1504 году (по некоторым источникам в 1506 году). К ней в первой половине ХVI века было пристроено здание трапезной с обширной одностолпной палатой в верхнем этаже и несколькими небольшими сводчатыми палатами в нижнем. Постройка эта и служила, как трапезная вплоть до 1686 года, когда превратилась в храм, чтобы избежать секуляризации.

Внутри территории монастыря Когда-то в первом ярусе храма находилась кухня, из которой снизу на специальном лифте подавали готовые блюда для братии. Трапеза была строго один раз в день по вечерам. Подавались два или три блюда, из которых монахи могли съесть только одно. Пищу вкушали молча, с молитвой. После трапезы запрещалось не только есть и пить, но и разговаривать.

После перестройки трапезной в 17 веке на пол были положены чугунные плиты, которые сохранились по сей день, а стены были расписаны, но это великолепие погибло после революции.

Внутри территории монастыря В советское время здесь находился музей. Эту традицию хотят сохранить, и в нижней части храма открыть картинную галерею с собраниями картин владыки Питирима – митрополита Волоколамского и Юрьевского, который возглавлял издательский отдел Московской Патриархии и был известен в интеллектуальных и музыкальных кругах столицы.

Возле трапезной церкви можно увидеть еще одно чудо – дуб, который не сбрасывает листья на зиму. По словам экскурсовода, он стоит с листьями до апреля, что противоречит законам природы, так как еще на уроках природоведения учат, что если дерево не сбросит листья на зиму, то оно погибнет, а здесь живет.

Природный заказник Теряевские пруды В XVII веке ворота монастырской ограды приобретают небывалую ранее праздничную нарядность, так что их уже трудно назвать крепостными. Ворота имеют два проёма: широкий для проезда и узкий для входа в обитель. Асимметрия этой композиции умело скрадывается за счет того, что надвратная Петропавловская церковь поставлена по оси широкого проезда. Храм отличается тонкой соразмерностью пропорций. Через открытые галереи с южной и северной сторон архитектура церкви искусно связана с воротами, образующими под ней своего рода подклет. Строгая симметрия, ясность основных членений сочетается в этом храме с обилием и разнообразием декора. Круглые столбы, расположенные по сторонам от главного въезда Святых ворот, украшены многоцветными рельефными изразцами (ценинными). Объёмными архитектурными майоликовыми деталями сложены перехваты на столбах. Красочные столбы Святых ворот – сооружение уникальное.

Природный заказник Теряевские пруды В 1543–1566 годах вокруг обители вместо деревянной возводится каменная крепостная стена с девятью башнями, из них три круглых и шесть четырёхгранных. Иосифов монастырь становится не только одной из крупнейших и богатейших обителей, но и сильнейшей крепостью. В начале XVII века он выдерживает длительную и ожесточённую осаду польско-литовских интервентов, в результате чего сильно пострадали стены и башни, и с середины XVII века начинается новое грандиозное строительство, продолжавшееся до конца века.

В 1572 году явила себя чудом по принесении в монастырь Владимирская-Волоколамская икона Божией Матери, празднование которой совершается 3/16 марта.

Изразцы - фирменный знак монастырских построек Почти все сооружения Иосифо-Волоколамского монастыря украшены различными изразцами. Изразцовое убранство Иосифо-Волоколамского монастыря представляет особую ценность. Почти ежегодно на протяжении всего строительства в монастырь поступали изразцы из Москвы. Их закупали в московской мастерской Степана Иванова Полубеса. Вид изразцов постепенно менялся. Вначале, как на Никольской башне, это были мелко и дробно детализованные композиции в рамке. Изображения на них трудно различить снизу, тем более что изразцы большей частью поставлены на угол в виде ромба. Зодчий использует их прежде всего как декоративные пятна, ярко выделяющиеся на фоне белой стены.

На монастырской стене После революции в монастыре размещался Детский городок имени III Интернационала, куда привезли воспитанников детских домов из Москвы. Остававшихся здесь монахов изгнали в 1922 году.

В мае 1989 года Иосифо-Волоцкий монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. В его стенах возродилась духовная жизнь.



Яндекс.Метрика