Храм с восточной тыльной стороны Собор Воскресения Христова или Главный храм вооруженных сил РФ построенный по проекту молодого архитектора Дмитрия Смирнова в подмосковном парке "Патриот" был открыт для прихожан и посетителей 22 июня 2020 года в 14 часов.

Одновременно был открыт музейный комплекс "Дорога памяти", посвященный подвигу и страданиям советского и российского народа в Великой Отечественной войне.

За неделю до этого, 14 июня Патриарх Московский и вся Руси Кирилл совершил чин великого освящения Собора.

Храм с западной стороны Строительство храмового комплекса и сама идея вызвали оживленные споры, многочисленные критические стрелы и было интересно взглянуть на результат собственными глазами. Что называется, проверить непосредственными личными ощущениями аргументацию спорщиков «за» и «против». Это тот самый случай, когда тезис «Большое видится на расстоянии» сработает не скоро, через пару десятков лет, не раньше. А сейчас самое время рассмотреть построенное вблизи.

Храм с западной стороны и Соборная площадь Строительство храма в Одинцовском районе вблизи Минского шоссе на отрезке между Голицыно и Кубинкой началось в сентябре 2018 года под личным кураторством Министра обороны России С.К. Шойгу и финансировалось на народные пожертвования. Построили его в рекордно сжатые сроки — всего за полтора года, специально к 75-летию празднования Победы в Великой Отечественной войне, что также стало предметом определенной критики.

Соборная площадь и храм с западной стороны Но критика критикой, о ней и о спорах поговорим попозже. А сейчас отвлечемся от всего, очистимся до состояния белого листа и попробуем через фотографии и видео прочувствовать все так, как будто были там реально, и проанализировать только полученные впечатления. Так сказать, проведем чистый эксперимент.

У Входа в Верхний храм Сразу скажу, ехал туда с настороженностью. Ожидал увидеть следы штурмовщины и замаскированную показуху. А уехал оттуда с противоположными ощущениями. Многие вопросы были сняты сразу, как только храм оказался в зоне прямой видимости. А при посещении его и комплекса «Дорога памяти» уверенность в том, что сделано хорошее дело и сделано на совесть, с душой, очень продуманно и качественно, только крепла. В общем уехал оттуда просветленный и убежденный в том, что этот храмовый комплекс по праву стал еще одним великим центром воинской славы и всенародной памяти о погибших в годы войны, неотъемлемой частью нашей истории и народной памяти.

Постараюсь давать поменьше текста, хотя это сложно при таком обилии информации, но побольше зрительных образов в виде фото и видео.

Вход в Верхний храм изнутри Начнем с описания самого храма, в который заложено много символики, но сделано это продуманно и как-то особенно деликатно. Особенность в том, что в любом другом случае такое количество символов может вызвать ощущение конъюнктурности и отсутствия вкуса у авторов проекта, а в этом случае – обилие символов соразмерно масштабу, героизму и трагизму случившегося. Это очень тонкий момент. Надо быть россиянином, у которого деды и прадеды воевали, а бабушки и прабабушки работали день и ночь и ждали мужей и сыновей с фронта, чтобы понять это и соразмерить, остановившись точно на грани.

Знамена в храме Символика храма пронизана в основном тематикой Великой Отечественной Войны. Но есть и символы, созвучные более давней истории России. Размеры храма, объем барабана, даже металлическая обивка главной храмовой иконы, Спаса Нерукотворного, все указывает на соответствующие события и даты.

Высота собора - 75 метров, так как он построен к 75-му юбилею Победы. А общая высота (с колокольней) 96 метров, указывает на 960-й год, когда родился Святой князь Владимир.

Символика соборной площади Диаметр основания центрального купола - 19 метров 45 сантиметров (1945 - год победы). На самом купольном барабане 9 окон, а диаметр купола составляет 22 метра и 43 сантиметра. Что соответствует 9 мая 1945 года, 22 часам 43 минутам – точному времени подписания акта о капитуляции Германии. Малые купола церкви имеют высоту 14 метров и 18 сантиметров, что обозначает 1418 дней, которые длилась война.

Пол в храме Храмовая мозаика имеет общую площадь 2644 квадратных метра. Это количество полных кавалеров Ордена Славы. А высота мандорлы (вытянутого во весь рост нимба, вокруг центрального изображения Спасителя), 11 694 миллиметра. Это уже количество участников Великой Отечественной, которые стали Героями Советского Союза.

Центральная икона написана на досках, сделанных из деревянного лафета пушки 1710 года и скрепленных по тыльной стороне цевьём от винтовки Токарева образца 1940 года.

Отдельно обратил внимание на странный на первый взгляд металлический пол. Оказалось, пол и ступени, ведущие в церковь, отлиты из переплавленных образцов трофейной военной техники сил Вермахта.

Неслучайно и местоположение храма: Одинцовский район Московской области — места боев за Москву в ноябре 1941 года, что отдельно отмечено на Соборной площади напротив входа в храм небольшой стелой с мемориальной табличкой.

Верхний храм - место для свечей - За упокой Церковь имеет два больших храма, служба в которых может вестись одновременно. Нижний храм посвящен святому равноапостольному великому князю Владимиру, крестителю Руси. Верхний храм - Воскресению Христову. Все четыре придела верхнего храма посвящены святым - покровителям родов войск: пророк Илия — небесный покровитель Воздушно-космических и Воздушно-десантных войск России; князь Александр Невский — сухопутных войск; великомученица Варвара — Ракетных войск стратегического назначения и апостол Андрей Первозванный - покровитель Военно-морского флота России.

Внутри верхнего храма Своды верхнего храма украшены витражами с изображениями воинских орденов, в том числе советского времени. Внутри он производит сильнейшее впечатление: огромное внутреннее пространство, наполненное светом и прекрасными работами художников иконописцев и мозаичистов. Сразу же после входа понимаешь, что это не просто православный, а воинский храм, — посвящённый людям, стоящим на страже Отечества. Это проявляется во всех его элементах и даже мельчайших деталях.

Храм посвящён Победе в Великой Отечественной, но только на ней он не зацикливается. Внутри можно найти отсылки и к войне 1812 года, и к петровской эпохе, и даже к Цусиме — все они очень хорошо сочетаются и дополняют друг друга.

"Дорога памяти"

Дорога памяти - вход На территории храмового комплекса построен уникальный интерактивный музей-галерея "Дорога памяти", которая тянется длинной лентой, опоясывающей храм по кругу, начинаясь и заканчиваясь у просторной Соборной площади. Длина «Дороги» - 1 418 шагов, по числу дней Великой Отечественной войны. Каждому дню войны дано описание. В музее размещены уникальные экспонаты и документы военного времени, а также данные о более 33 миллионах участников Войны и их сохранившиеся фотографии – повторение «Бессмертного полка». Важно, что все желающие могут прислать данные о своих родственниках – участниках Великой Отечественной войны, чтобы дополнить этот список.

Дорога памяти - бессмерный полк Экспозиция музея–галереи объединяет больше четырёх тысяч предметов, многие из которых уникальны. В частности, в музей передали фрагмент стены Рейхстага, который украсили подписи советских воинов, кирпичи из подвалов Брестской крепости. Там же хранится приказ № 1 по Брестской крепости, датированный 24 июня 1941 года. Его нашли в полевой сумке безымянного командира при разборке руин Брестской крепости. Там есть и такие трофеи, как китель Гитлера и многое другое.

Экспозиция включает в себя хроноленту — подробную историю каждого дня войны. Посетители могут увидеть кадры кинохроники, исторические снимки и другие записи с помощью интерактивных средств. Многие присаживаются в залах и смотрят кинохронику, иногда раздирающую душу своей горькой правдой о страданиях нашего народа в то непростое время.

Дорога памяти Храм и музей возвели на добровольные пожертвования граждан и организаций, поступивших в специально созданный благотворительный фонд "Воскресение". В РПЦ отмечают, что на строительство было собрано более 3 миллиардов рублей от граждан РФ и организаций из других стран. Кроме того, по сообщению Генерального директора благотворительного фонда "Воскресение" Александра Каньшина, дополнительно Москва выделила 2 миллиарда рублей, Московская область — 950 миллионов. Итого, около 6 млрд.руб. пожертвований поступило. Получается, что комплекс построен на народные деньги. И это сразу становится очевидным, когда видишь таблички с именами жертвователей, которые идут по кругу вдоль всей не маленькой цокольной стены храма.

Теперь попробуем для объективности разобраться в многочисленных спорах вокруг этого строительства.

Вокруг храма Одна из наиболее часто озвучиваемых претензий, как раз и касалась денежных средств, на которые храм и комплекс вокруг него были построены. Высказывались сомнения в честности данных о поступлениях от пожертвователей, высказывались предположения о растратах бюджетных средств. В частности, журналисты Znak.com подсчитали, что собрать таких народных пожертвований удалось только в размере 3 млрд рублей, хотя сумма заключенных госконтрактов составила около 6 млрд рублей. Но мы в этой арифметике уже разобрались выше – все нормально и чисто.

Открытая экспозиция у западной стороны храма «Медуза» - международное русскоязычное интернет-издание с местом расположения в Латвии в свойственном ему стиле постоянного «подкола» российской власти и российской действительности (синдром маленькой собачки) тоже попыталась выдать свою порцию «сомнений» в отношении храма в парке «Патриот», но не найдя существенных критических аргументов пустилась в рассуждения с помощью приглашенного эксперта (не видевшего здание вживую, что характерно) о том, что на самом деле, это здание преимущественно не в «русском», а в «византийском вкусе». Эксперт, старательно демонстрируя свою объективность и не предвзятость, выдал много «умных» рассуждений, например, таких:

Памятник Матерям победителей «Возможно, я ошибаюсь, но мне представляется, что на заалтарной стене в апсиде исторически принято изображать Богородицу Оранту, заступающуюся за людей пред Сыном и молящуюся о них. Здесь же (впервые в истории, как сказано на сайте храма) на этом месте оказалось изображение Спасителя, ... Богородица же с младенцем Спасителем изображена на западной стене, причем, как заметил один хорошо известный православный священник, жест Ее руки как будто заимствован со сталинского плаката и обращен не к Сыну, чью жертвенную мученическую смерть Она предвидит, а к кому-то, кто готов как по команде выполнить Ее безмолвный призыв. Надеюсь, эти решения еще прокомментируют богословы».

Храм с западной стороны Я не разбираюсь так тонко в вопросах богословия и архитектуры, как «эксперт» Медузы, но мне, простому человеку, расположение Богородицы на западной стене над воротами в храм и ее жест, указывающий на выход, более чем понятны. Что тут толковать – она указывает оккупантам, чтобы они убирались туда, откуда пришли – на Запад (к которому, к слову сказать, сейчас себя гордо причисляет и Латвия – член НАТО).

Многие также критиковали цветовую гамму:

«Зачем понадобилось красить храм так, как будто он будет участвовать в параде среди боевых машин? В том числе делать зеленым интерьер? Неужели только для того, чтобы показать, что это именно храм армии?»

Соборная площадь перед храмом Опять же, на мой простецкий взгляд всё логично и смотрится вполне органично. Это же — Главный храм Вооруженных Сил России. Не в розовый же цвет его красить. Кстати, при осмотре храма и при последующем за этим анализе критики все время напрашивалась аналогия с Морским собором (Никольским храмом) в Кронштадте. Если следовать логике критиков, строительство Морского собора тоже была никуда не годная затея. Но по прошествии столетий, этим храмом гордятся и восхищаются, это одна из жемчужин Санкт-Петербурга.

Вокруг храма Еще один предмет критики – увлечение нумерологией. Дескать обилие символических цифр, воплощенных в архитектуре, не соответствует православным церковным традициям. Но мы это уже разобрали и пришли к выводу, что этот тонкий момент обыгран деликатно и соответствует тем событиям, которым посвящен храм и комплекс вокруг него. Кроме того, можно вспомнить имеющиеся исторические аналоги и прежде всего историю дореволюционного храма Христа Спасителя, который также был пронизан символикой Отечественной Войны 1812 года. К слову, и тогда у храма были критики, например, видевшие в нём кальку с Тадж-Махала.

Самые большие споры вызвала одна из мозаик, на которой были изображены Сталин и Путин. В результате мозаика была изменена, портреты действующего Президента России и бывшего Генерального секретаря ВКПБ и КПСС были убраны.

Внутри нижнего храма В отношении изображения Путина все понятно, он сам попросил убрать собственный портрет. Со Сталиным сложней. Личность Сталина в качестве Главнокомандующего Вооруженных сил Советского Союза и ключевого участника Ялтинской, Тегеранской и других конференций, где принимались важнейшие решения лидеров антигитлеровской коалиции – неотъемлемая часть истории. Глупо выкидывать его фигуру из исторического контекста. Кроме того, для ветеранов товарищ Сталин — важнейший символ той эпохи и символ победоносный.

Дорога памяти - бессмертный полк Проблема в том, что для Церкви Иосиф Виссарионович фигура отрицательная или, выражаясь помягче, спорная. Для церкви он прежде всего – гонитель Веры. Но Сталин все же заключил конкордат с Церковью о поддержке в верующих патриотического духа и убежденности в необходимости защищать отечество, правда только в 1943 году.

В конечном итоге изнутри церкви мозаика со Сталиным убрана, но не бесследно. Она располагается в музее на прилегающей к храму территории.

Дорога памяти Как рассказал «Новой газете» художник Василий Нестеренко, мозаичные сюжеты в принципе каноничны основным православным мотивам, но есть там и сюжеты, характерные только для Главного храма Вооруженных сил. Например, мозаика с изображением явления Богородицы в Сталинграде 11 ноября 1942 года и другие.

В довершение рассказа приведу несколько цитат.

Протоиерей Борис Потапов:

Храм с западной стороны «Храм построен в достаточно традиционном стиле. То, что он богато украшен, - ну скажите, а зачем греки строили такой прекрасный храм Софии Премудрости Божией? Такой, который просто - простите, современным языком - голову отрывал всем входящим в него… …То есть, это главный храм нашей страны, в который будут приходить воины, которые защищают нашу страну. А они должны защищать как страну, ради чего? Они приходят и видят величие нашей страны в этом храме. И им хочется защищать, хочется свою жизнь отдать за это. И в конце концов, не забывайте, что Вооруженные силы - это те, которые за нас умирать будут. Пусть они будут вдохновлены чем-то великим, чем-то прекрасным по-настоящему».

Заместитель председателя Всемирного русского народного собора Александр Щипков:

Храм с северной стороны «В целом у меня такое ощущение, что храм построен - уже традицинно - в стиле модерн, и что касается моего личного вкуса, то мне модерн вообще не очень нравится. Потому что, на мой взгляд, модерн, который пришел в начале XX века в Россию, убрал из храмового пространства то, что мы называли "небом на земле"».

Военный эксперт, журналист, писатель, Виктор Баранец:

Таблички с именами жертвователей на строительство храма «Меня поразила скорость создания данного собора. Это красивое здание, впитавшее лучшие традиции храмостроения, великий памятник всем воинам России: и умершим, и живым. Ходили брехливые слухи, направленные против властей, что якобы храм построен за счет военного бюджета. На это мне не раз публично приходилось отвечать, встречаться с руководством фонда «Возрождение», тотально вычитывать отчеты о поступлениях средств от банков, организаций, предприятий, государственных и частных фирм. Все это было невероятно прозрачно, до копейки».

А завершить цитаты уместно мнением о храме Владимира Гурболикова, первого заместителя главного редактора журнала «Фома», председателя фонда «Фома Центр»:

Внутри верхнего храма «Мы сейчас много молимся о врачах. Знаем, что много умерло людей, понимаем, что медики делают для нас и как они рискуют. Тем более мы должны понимать, как рискуют и что делают для страны люди, которые выбрали для себя смертельно опасное служение. В данном смысле я считаю, что это правильно и искренне. На мой взгляд, наш министр обороны по-человечески терпелив ко всем верам, ко всем служащим. Он говорил, не скрывал этого, что сам в себе верующий православный человек. Подобное было сделано, видимо, от всего сердца, а Господь и намерение целует. Какие бы ни возникали споры вокруг того, как такое реализовано, это дело благое. Споры уйдут, а храм останется».









Яндекс.Метрика