Пристань с многочисленными причалами, само здание речного вокзала и парк, тянущийся до Ленинградского шоссе, являются одной из прекрасных жемчужин в ожерелье Северо-Запада Москвы. Состоит это ожерелье из водных ниток Москва-реки, речек Сходня и Химки, Химкинского водохранилища и Канала имени Москвы.
Отдельно стоит сказать пару слов о Канале, шлюзы которого с трудом различимы на далеком южном берегу Химкинского водохранилища от пристани речного вокзала. В прошлом канал «Москва-Волга», а в настоящее время Канал им. Москвы – уникальное водное сооружение с гидростанциями, шлюзами, распределительными устройствами. Сегодня он дает городу более 60 % всей потребляемой воды – как питьевой, так и для промышленных нужд, позволяет завозить различные грузы – строительные материалы, лес, зерно, нефть, уголь, а также является красивой водной достопримечательностью и одной из визитных карточек города и области.
Но вернемся к нашему рассказу и оговоримся, что «нитки» ожерелья – обозначение условное, так как простор Строгинского затона, Павшинской поймы и Химкинского водохранилища никак не ассоциируется с этим понятием. А нанизаны на все эти «нитки» помимо Северного речного вокзала разные «драгоценные камни»: Сходненский ковш, Братцево, парки Северное Тушино и Покровское-Стрешнево, Живописный мост, Серебряный бор, Троице-Лыково, да и «бриллиант» по имени Архангельское можно территориально добавить в этот состав.
О некоторых из них мы уже успели рассказать, дошла очередь и до более чем достойного Северного речного вокзала Московского речного пароходства.
Он был построен в период с 1932 по 1937 года одновременно с Каналом имени Москвы на берегу Химкинского водохранилища ещё до его затопления. Над созданием объекта трудился большой коллектив: архитектор А.М. Рухлядев, скульптор И.С. Ефимов, художник Н.Я. Данько и другие.
Красивое здание вокзала, напоминающее огромный корабль с высокой мачтой, является памятником архитектуры и одним из символов Москвы - "порта пяти морей". Хоть это и звучит иронично для расположенного глубоко на суше мегаполиса с удалением на сотни и тысячи километров от морей, но фактически отсюда можно выйти по каналам и рекам, как в северные (Белое, Балтийское), так и в южные моря (Черное, Азовское и Каспийское). В столице помимо Северного речного вокзала есть также Южный речной порт.
Северный речной вокзал, как и многие другие места города пришел в перестроечные времена в запустение и был заброшен. Новая жизнь для него началась после реставрации и открытия 5 сентября 2020 года, в день города.
Как уже сказано выше, если присмотреться, то здание Северного речного вокзал напоминает огромный круизный лайнер: Центральная часть с главным входом и башней – тело корабля с каютами. Открытые галереи с фонтанами с северной и южной сторон символизируют нос и корму корабля. Вереница колонн – будто огороженная палуба. А шпиль со звездой на башне – мачта, на которую еще не водрузили парус.
Из-за разного уровня высот фасад здания со стороны парка - двухэтажный, а фасад со стороны набережной - трехэтажный. Именно с этой стороны, ближе к причалам и кораблям, построена высокая широкая лестница, ведущая к центральному входу вокзала. Эта лестница и высокий шпиль (вместе с ним высота здания составляет 75 метров) являются наиболее характерными архитектурными элементами здания.
Шпиль увенчан звездой, которая, согласно легенде, в 1935 - 1937 годах находилась на Спасской башне Московского Кремля. Серп и молот инкрустированы уральскими самоцветами. На самом деле эта звезда никогда не красовалась над Кремлем. Вот что об этом рассказала ведущий архитектор Северного речного вокзала Ольга Кочубей:
«Подключив архивные материалы и периодику, мы пришли к выводу, что звезда на момент постройки была в запасниках НКВД. Возможно, она была изготовлена как запасная или на одну из башен, но по какой-то причине не была установлена».
В башне здания вокзала имеется механизм, позволяющий опускать шпиль со звездой (как бы задвигать в башню). По первоначальному замыслу звезду должны были опускать и поднимать каждый раз, когда заканчивалась и возобновлялась навигация. Однако звезду за все годы опускали лишь единожды, в 1941 году, чтобы он не стал ориентиром для немецких бомбардировщиков.
В Советском Союзе на момент строительства Северного речного вокзала не было сооружений подобного типа, поэтому главный архитектор Алексей Рухлядев вдохновился Дворцом дожей в Венеции.
Здание полностью симметрично: в нем дублируют друг друга все боковые части с четырех сторон света, но в каждой есть свои неповторимые детали. Центральные входы в здание вокзала в виде трех парадных арок (их два - один со стороны набережной, другой - со стороны парка) украшены красивыми и интересными по содержанию майоликами в виде медальонов – 24 больших фарфоровых блюда диаметром 1,5 метра каждый. Они закреплены на колоннах арок по правилам симметрии – по 12 элементов на каждом из двух входов.
Как рассказала эксперт-реставратор архитектурной керамики Надежда Поленова, они были изготовлены и расписаны вручную на Ломоносовском фарфоровом заводе в 1937 году в отделе особых экспериментальных заказов. В результате получилась галерея уникальных полихромных рисунков, объединенных темой достижений нашей страны. Там и освоение Арктики, и станция метро «Киевская», и Театр Красной Армии, и различные корабли, и самый большой советский дирижабль СССР-В6 «Осоавиахим», построенный в городе Долгопрудный. На одной из тарелок изображен Дворец Советов – каким он задумывался, но так и не был построен. Все диски расписала вручную художница-керамист Наталья Данько. Среди других известных ее работ – серия фигурок, что можно увидеть на станции метро «Театральная».
Реставрация этих элементов декора уже в наши годы была не ординарной задачей, но с ней удалось справиться, благодаря чему мы можем любоваться фарфоровыми медальонами в их первозданном виде.
Там, где башня соединяется с центральной частью вокзала, в разные стороны света смотрели четыре бетонные скульптуры – Южанка, Красноармеец, Северянин и Краснофлотец. К началу реставрации состояние скульптур было аварийным. Их металлический каркас проржавел, многие части были утрачены: Северянин потерял ногу, Южанка – часть руки, а Краснофлотец – пальцы. Ольга Кочубей вспоминала:
«Мы решили, что лучшим выходом из этой ситуации будет снять копии и изготовить новые скульптуры из того же материала. Эти статуи спасти уже невозможно».
Это необходимо дополнить воспоминаниями Виктора Кувшинникова, генерального директора компании «Инженерная геология исторических территорий», участвовавшей в уникальной реставрации:
«Скульптуры отреставрировали и поставили на цокольный этаж вокзала, иначе на открытом воздухе они бы продолжили разрушаться. А на их место поместили реплики из полимербетона. Внешне они абсолютно такие же, но зато выдерживают атмосферные осадки».
По бокам здания находятся лестницы, по которым можно подняться на верхние веранды и смотровую площадку, расположенную на крыше здания, откуда открываются панорамные виды на Химкинское водохранилище и парк Северное Тушино.
Как и любая выдающаяся архитектура, Северный речной вокзал производит мощное общее впечатление и в то же время привлекает деталями. Так, например, большой популярностью у любителей фото пользуются его знаменитые фонтаны, расположенные по краям здания – «Север», украшенный фигурами гагар и диких гусей, и «Юг» со скульптурами резвящихся дельфинов.
Понравился посетителям и новый светодинамический фонтан площадью более 110 квадратных метров, который установили на площади перед вокзалом в ходе последней реставрации всего архитектурного комплекса Северного речного вокзала.
Внутренние интерьеры здания вокзала очень пышные и светлые. Посещение их должно было стать настоящим событием для советского человека. Большое внимание было уделено деталям и здесь: люстры имели форму раковин, светильники – соцветий ландыша, полы украшала мозаика, а потолки – эффектная роспись. Когда вокзал открылся в 1937 году, внутри уже было все необходимое для комфортного пребывания – душевая, телеграф, комната матери и ребенка с игровой и спальней, библиотека, парикмахерская, обувная мастерская, комната врача, буфеты.
Под стать величественному зданию и мощной длинной набережной и обширный парк, спланированный по канонам регулярного французского сада – с парадным партером, геометрично расположенными аллеями и цветниками, многочисленными скульптурами и фонтанами. Он был создан в 1936–1938 годах по проекту Тимофея Шафранского на искусственной террасе из насыпного грунта. Были посажены несколько видов деревьев и кустарников, высажены цветники. Парк украшали 14 скульптурных групп, фонтаны и вазоны. Фигурная чугунная ограда архитектора И.Д. Мельчакова протянулась вдоль Ленинградского шоссе.
Сейчас деревья выросли и парк по своей высоте напоминает могучий лес. Здесь можно встретить белок, которые не боятся людей и подходят к ним совсем близко. На аллеях парка расположены цветники и красивые фонтаны.
Работу над каналом и Северным речным вокзалом высоко оценили и в стране, и за рубежом. По завершению проекта Рухлядева наградили орденом Ленина. В том же 1937 году архитектор представил его на Всемирной выставке в Париже и получил диплом Большой премии. В 1987 году Северный речной вокзал признали памятником архитектуры регионального значения.
Из-за дефицита информации (документы были засекречены спецслужбами, поскольку канал Москва — Волга строили заключённые Дмитровского исправительно-трудового лагеря) вокруг этого транспортного и архитектурно-культурного комплекса сложилось множество ошибочных представлений и мифов. Теперь это, благодаря архивам, можно исправить.
Например, досадная путаница связана с именем главного архитектора здания Речного вокзала. В реестре объектов культурного наследия Москвы в его инициалах допущена ошибка: вместо А.М. Рухлядева там указан А И. Рухлядев. Когда журналисты пишут материалы об этом памятнике, часто копируется ошибочная информация из реестра. Также во многих публикациях в числе авторов проекта Северного речного вокзала упоминается архитектор Владимир Кринский. Вероятно, это связано с тем, что они с Рухлядевым с 1920-х годов регулярно работали вместе, в том числе над проектом Карамышевского гидроузла канала Москва — Волга. Но здание вокзала Рухлядев проектировал один. Это подтверждается тем, что ни на одном из многочисленных чертежей вокзала подписи и фамилии Кринского нет. В то же время подписи Рухлядева стоят на каждом из них, включая наброски и эскизы.
Несмотря на доступ к огромным архивам, они ещё не до конца разобраны и изучены. Некоторые вопросы остаются неясными. В частности, существует версия о том, что часовой механизм на башню Речного вокзала был перемещён с колокольни Воскресенского собора в Волоколамске. При исследовании архивных документов эту гипотезу не удалось ни подтвердить, ни опровергнуть. На момент начала реставрационных работ часовой механизм уже отсутствовал, а в процессе реставрации в башне установлен новый механизм.
Как уже было сказано выше, комплекс Северного речного вокзала сильно пострадал в годы перестройки. В 1990-годы из-за резкого сокращения речных перевозок он пришел в запустение, а в 2009 году был закрыт из-за аварийного состояния. Восстановление началось не так давно в постперестроечный период. В 2015 году вокзал был передан на баланс города, а в декабре 2018 года начались реставрационные работы.
Проект благоустройства преобразил всю территорию вокруг вокзала – и парк, и 17 причалов, и набережную, раскинувшуюся почти на полтора километра. Темой обновленного дизайна этих пространств стала «река». Вдоль набережной теперь течет 400-метровый «ручей», изображающий канал им. Москвы. Его украшают латунные копии шлюзов канала – сооружений для пропуска судов на реке («Дубна», «Темпы», «Яхрома», «Деденево», «Икша-1», «Икша-2», «Тушино-1» и «Тушино-2»), а также миниатюра здания Северного речного вокзала. Выглядит композиция очень необычно и красиво – это самостоятельный арт-объект и отдельная достопримечательность комплекса. По ручью можно запускать кораблики, что неизменно привлекает юных гостей.
Есть здесь много кафе и закусочных, а также ресторанов. Из них в первую очередь надо отметить ресторан «Волга-Волга» внутри здания вокзала, где можно не только подкрепиться, но еще и поностальгировать, полюбоваться интерьерами в особом стиле «советского шика». Это легендарное заведение было открыто в 1939 году. Сегодня там подают главные хиты советской и русской кухни – костромской борщ, волжских раков, жареных карасей, котлеты из щуки, птичье молоко и другие яства.
Многие рестораны, расположенные в паре, зачастую используют для свадебных банкетов. Поэтому здесь почти всегда можно встретить элегантные молодые пары в свадебном наряде, фотографов и празднично одетых весёлых гостей.
Есть в парке и площадки для воркаута, стритбола, шахматных турниров и настольного тенниса, а также каток с хоккейной коробкой. Юным гостям непременно понравятся уютные детские площадки, в том числе оформленные в морской тематике.
В течение летних месяцев на Северном речном вокзале в дальней юго-восточной части набережной работает пляжная зона. Тут на территории пляжа-ресторана «Речной» расположились три бассейна – два взрослых и один детский – с шезлонгами под зонтиками. Бассейны с подогревом – температура всегда не ниже 26 градусов. Для комфортного отдыха на пляжной зоне работают фитобар и летняя кухня. Зона отдыха открыта ежедневно с 10.00 до 22.00, одновременно здесь смогут отдыхать около 350 человек. Тут есть раздевалки с сейфовыми ячейками, душевые и уборные. Правда цены сразу вызвали бурные обсуждения в социальных сетях. Арендовать лежак, взять полотенце, арендовать зонт здесь стоит не дешево. По мнению москвичей цены здесь выше, чем на пляжах в Сочи или Турции.
И конечно же надо сказать о главном, для чего и предназначен вокзал - речные круизы и прогулки. Их можно выбрать и забронировать в местном туристическом офисе или на сайте, а потом отчалить на борту корабля или катера от одного из причалов вокзала. В частности, большой популярностью пользуется круиз по Золотому кольцу. Отплыв от Северного речного вокзала, комфортабельный теплоход зайдет в Углич, Мышкин, Рыбинск, Ярославль, Кострому и другие города, вернувшись в Москву уже с другой южной стороны по Москва-реке. Есть, конечно, и знаменитые круизы по Волге вплоть до Астрахани, где река уже близка к впадению в Каспийское море. Есть и более короткие круизы (Выходного дня, Трехдневный и другие).
Есть также многочисленные экскурсии и прогулки на небольших теплоходах или катерах. Разные по времени - от коротких часовых, до длинных – на весь день. В их число входят и прогулки по Каналу через шлюзы, далее по Москва-реке через Москву и прогулки в другую сторону – из Москвы. Например, летом популярна прогулка на пляж «Бухта радости» на Клязьминском водохранилище с отплытием утром и возвращением обратно уже вечером.
















