Здание речного вокзала со стороны набережной Пристань с многочисленными причалами, само здание речного вокзала и парк, тянущийся до Ленинградского шоссе, являются одной из прекрасных жемчужин в ожерелье Северо-Запада Москвы. Состоит это ожерелье из водных ниток Москва-реки, речек Сходня и Химки, Химкинского водохранилища и Канала имени Москвы.

Здание речного вокзала со стороны набережной Отдельно стоит сказать пару слов о Канале, шлюзы которого с трудом различимы на далеком южном берегу Химкинского водохранилища от пристани речного вокзала. В прошлом канал «Москва-Волга», а в настоящее время Канал им. Москвы – уникальное водное сооружение с гидростанциями, шлюзами, распределительными устройствами. Сегодня он дает городу более 60 % всей потребляемой воды – как питьевой, так и для промышленных нужд, позволяет завозить различные грузы – строительные материалы, лес, зерно, нефть, уголь, а также является красивой водной достопримечательностью и одной из визитных карточек города и области.

Здание речного вокзала со стороны набережной Но вернемся к нашему рассказу и оговоримся, что «нитки» ожерелья – обозначение условное, так как простор Строгинского затона, Павшинской поймы и Химкинского водохранилища никак не ассоциируется с этим понятием. А нанизаны на все эти «нитки» помимо Северного речного вокзала разные «драгоценные камни»: Сходненский ковш, Братцево, парки Северное Тушино и Покровское-Стрешнево, Живописный мост, Серебряный бор, Троице-Лыково, да и «бриллиант» по имени Архангельское можно территориально добавить в этот состав.

Здание речного вокзала со стороны парка О некоторых из них мы уже успели рассказать, дошла очередь и до более чем достойного Северного речного вокзала Московского речного пароходства.

Он был построен в период с 1932 по 1937 года одновременно с Каналом имени Москвы на берегу Химкинского водохранилища ещё до его затопления. Над созданием объекта трудился большой коллектив: архитектор А.М. Рухлядев, скульптор И.С. Ефимов, художник Н.Я. Данько и другие.

Здание-корабль речного вокзала Красивое здание вокзала, напоминающее огромный корабль с высокой мачтой, является памятником архитектуры и одним из символов Москвы - "порта пяти морей". Хоть это и звучит иронично для расположенного глубоко на суше мегаполиса с удалением на сотни и тысячи километров от морей, но фактически отсюда можно выйти по каналам и рекам, как в северные (Белое, Балтийское), так и в южные моря (Черное, Азовское и Каспийское). В столице помимо Северного речного вокзала есть также Южный речной порт.

Здание-корабль речного вокзала Северный речной вокзал, как и многие другие места города пришел в перестроечные времена в запустение и был заброшен. Новая жизнь для него началась после реставрации и открытия 5 сентября 2020 года, в день города.

Как уже сказано выше, если присмотреться, то здание Северного речного вокзал напоминает огромный круизный лайнер: Центральная часть с главным входом и башней – тело корабля с каютами. Открытые галереи с фонтанами с северной и южной сторон символизируют нос и корму корабля. Вереница колонн – будто огороженная палуба. А шпиль со звездой на башне – мачта, на которую еще не водрузили парус.

Здание-корабль речного вокзала Из-за разного уровня высот фасад здания со стороны парка - двухэтажный, а фасад со стороны набережной - трехэтажный. Именно с этой стороны, ближе к причалам и кораблям, построена высокая широкая лестница, ведущая к центральному входу вокзала. Эта лестница и высокий шпиль (вместе с ним высота здания составляет 75 метров) являются наиболее характерными архитектурными элементами здания.

Шпиль увенчан звездой, которая, согласно легенде, в 1935 - 1937 годах находилась на Спасской башне Московского Кремля. Серп и молот инкрустированы уральскими самоцветами. На самом деле эта звезда никогда не красовалась над Кремлем. Вот что об этом рассказала ведущий архитектор Северного речного вокзала Ольга Кочубей:

«Подключив архивные материалы и периодику, мы пришли к выводу, что звезда на момент постройки была в запасниках НКВД. Возможно, она была изготовлена как запасная или на одну из башен, но по какой-то причине не была установлена».

Здание-корабль речного вокзала В башне здания вокзала имеется механизм, позволяющий опускать шпиль со звездой (как бы задвигать в башню). По первоначальному замыслу звезду должны были опускать и поднимать каждый раз, когда заканчивалась и возобновлялась навигация. Однако звезду за все годы опускали лишь единожды, в 1941 году, чтобы он не стал ориентиром для немецких бомбардировщиков.

В Советском Союзе на момент строительства Северного речного вокзала не было сооружений подобного типа, поэтому главный архитектор Алексей Рухлядев вдохновился Дворцом дожей в Венеции.

Здание речного вокзала со стороны парка Здание полностью симметрично: в нем дублируют друг друга все боковые части с четырех сторон света, но в каждой есть свои неповторимые детали. Центральные входы в здание вокзала в виде трех парадных арок (их два - один со стороны набережной, другой - со стороны парка) украшены красивыми и интересными по содержанию майоликами в виде медальонов – 24 больших фарфоровых блюда диаметром 1,5 метра каждый. Они закреплены на колоннах арок по правилам симметрии – по 12 элементов на каждом из двух входов.

Здание речного вокзала со стороны парка Как рассказала эксперт-реставратор архитектурной керамики Надежда Поленова, они были изготовлены и расписаны вручную на Ломоносовском фарфоровом заводе в 1937 году в отделе особых экспериментальных заказов. В результате получилась галерея уникальных полихромных рисунков, объединенных темой достижений нашей страны. Там и освоение Арктики, и станция метро «Киевская», и Театр Красной Армии, и различные корабли, и самый большой советский дирижабль СССР-В6 «Осоавиахим», построенный в городе Долгопрудный. На одной из тарелок изображен Дворец Советов – каким он задумывался, но так и не был построен. Все диски расписала вручную художница-керамист Наталья Данько. Среди других известных ее работ – серия фигурок, что можно увидеть на станции метро «Театральная».

Здание речного вокзала со стороны парка Реставрация этих элементов декора уже в наши годы была не ординарной задачей, но с ней удалось справиться, благодаря чему мы можем любоваться фарфоровыми медальонами в их первозданном виде.

Там, где башня соединяется с центральной частью вокзала, в разные стороны света смотрели четыре бетонные скульптуры – Южанка, Красноармеец, Северянин и Краснофлотец. К началу реставрации состояние скульптур было аварийным. Их металлический каркас проржавел, многие части были утрачены: Северянин потерял ногу, Южанка – часть руки, а Краснофлотец – пальцы. Ольга Кочубей вспоминала:

«Мы решили, что лучшим выходом из этой ситуации будет снять копии и изготовить новые скульптуры из того же материала. Эти статуи спасти уже невозможно».

Скульптуры у башни шпиля Это необходимо дополнить воспоминаниями Виктора Кувшинникова, генерального директора компании «Инженерная геология исторических территорий», участвовавшей в уникальной реставрации:

«Скульптуры отреставрировали и поставили на цокольный этаж вокзала, иначе на открытом воздухе они бы продолжили разрушаться. А на их место поместили реплики из полимербетона. Внешне они абсолютно такие же, но зато выдерживают атмосферные осадки».

Фонтан СЕВЕР здания речного вокзала По бокам здания находятся лестницы, по которым можно подняться на верхние веранды и смотровую площадку, расположенную на крыше здания, откуда открываются панорамные виды на Химкинское водохранилище и парк Северное Тушино.

Как и любая выдающаяся архитектура, Северный речной вокзал производит мощное общее впечатление и в то же время привлекает деталями. Так, например, большой популярностью у любителей фото пользуются его знаменитые фонтаны, расположенные по краям здания – «Север», украшенный фигурами гагар и диких гусей, и «Юг» со скульптурами резвящихся дельфинов.

Фонтаны в парке у речного вкозала Понравился посетителям и новый светодинамический фонтан площадью более 110 квадратных метров, который установили на площади перед вокзалом в ходе последней реставрации всего архитектурного комплекса Северного речного вокзала.

Внутренние интерьеры здания вокзала очень пышные и светлые. Посещение их должно было стать настоящим событием для советского человека. Большое внимание было уделено деталям и здесь: люстры имели форму раковин, светильники – соцветий ландыша, полы украшала мозаика, а потолки – эффектная роспись. Когда вокзал открылся в 1937 году, внутри уже было все необходимое для комфортного пребывания – душевая, телеграф, комната матери и ребенка с игровой и спальней, библиотека, парикмахерская, обувная мастерская, комната врача, буфеты.

Парк и набережная Северного речного вокзала Под стать величественному зданию и мощной длинной набережной и обширный парк, спланированный по канонам регулярного французского сада – с парадным партером, геометрично расположенными аллеями и цветниками, многочисленными скульптурами и фонтанами. Он был создан в 1936–1938 годах по проекту Тимофея Шафранского на искусственной террасе из насыпного грунта. Были посажены несколько видов деревьев и кустарников, высажены цветники. Парк украшали 14 скульптурных групп, фонтаны и вазоны. Фигурная чугунная ограда архитектора И.Д. Мельчакова протянулась вдоль Ленинградского шоссе.

Парк и набережная Северного речного вокзала Сейчас деревья выросли и парк по своей высоте напоминает могучий лес. Здесь можно встретить белок, которые не боятся людей и подходят к ним совсем близко. На аллеях парка расположены цветники и красивые фонтаны.

Работу над каналом и Северным речным вокзалом высоко оценили и в стране, и за рубежом. По завершению проекта Рухлядева наградили орденом Ленина. В том же 1937 году архитектор представил его на Всемирной выставке в Париже и получил диплом Большой премии. В 1987 году Северный речной вокзал признали памятником архитектуры регионального значения.

Из-за дефицита информации (документы были засекречены спецслужбами, поскольку канал Москва — Волга строили заключённые Дмитровского исправительно-трудового лагеря) вокруг этого транспортного и архитектурно-культурного комплекса сложилось множество ошибочных представлений и мифов. Теперь это, благодаря архивам, можно исправить.

В парке у речного вокзала Например, досадная путаница связана с именем главного архитектора здания Речного вокзала. В реестре объектов культурного наследия Москвы в его инициалах допущена ошибка: вместо А.М. Рухлядева там указан А И. Рухлядев. Когда журналисты пишут материалы об этом памятнике, часто копируется ошибочная информация из реестра. Также во многих публикациях в числе авторов проекта Северного речного вокзала упоминается архитектор Владимир Кринский. Вероятно, это связано с тем, что они с Рухлядевым с 1920-х годов регулярно работали вместе, в том числе над проектом Карамышевского гидроузла канала Москва — Волга. Но здание вокзала Рухлядев проектировал один. Это подтверждается тем, что ни на одном из многочисленных чертежей вокзала подписи и фамилии Кринского нет. В то же время подписи Рухлядева стоят на каждом из них, включая наброски и эскизы.

В парке у речного вокзала Несмотря на доступ к огромным архивам, они ещё не до конца разобраны и изучены. Некоторые вопросы остаются неясными. В частности, существует версия о том, что часовой механизм на башню Речного вокзала был перемещён с колокольни Воскресенского собора в Волоколамске. При исследовании архивных документов эту гипотезу не удалось ни подтвердить, ни опровергнуть. На момент начала реставрационных работ часовой механизм уже отсутствовал, а в процессе реставрации в башне установлен новый механизм.

Знаменитая звезда на шпиле здания речного вокзала Как уже было сказано выше, комплекс Северного речного вокзала сильно пострадал в годы перестройки. В 1990-годы из-за резкого сокращения речных перевозок он пришел в запустение, а в 2009 году был закрыт из-за аварийного состояния. Восстановление началось не так давно в постперестроечный период. В 2015 году вокзал был передан на баланс города, а в декабре 2018 года начались реставрационные работы.

Мини-копия Канала имени Москвы на набережной Проект благоустройства преобразил всю территорию вокруг вокзала – и парк, и 17 причалов, и набережную, раскинувшуюся почти на полтора километра. Темой обновленного дизайна этих пространств стала «река». Вдоль набережной теперь течет 400-метровый «ручей», изображающий канал им. Москвы. Его украшают латунные копии шлюзов канала – сооружений для пропуска судов на реке («Дубна», «Темпы», «Яхрома», «Деденево», «Икша-1», «Икша-2», «Тушино-1» и «Тушино-2»), а также миниатюра здания Северного речного вокзала. Выглядит композиция очень необычно и красиво – это самостоятельный арт-объект и отдельная достопримечательность комплекса. По ручью можно запускать кораблики, что неизменно привлекает юных гостей.

Мини-копия Канала имени Москвы на набережной Есть здесь много кафе и закусочных, а также ресторанов. Из них в первую очередь надо отметить ресторан «Волга-Волга» внутри здания вокзала, где можно не только подкрепиться, но еще и поностальгировать, полюбоваться интерьерами в особом стиле «советского шика». Это легендарное заведение было открыто в 1939 году. Сегодня там подают главные хиты советской и русской кухни – костромской борщ, волжских раков, жареных карасей, котлеты из щуки, птичье молоко и другие яства.

Ресторан Signora Многие рестораны, расположенные в паре, зачастую используют для свадебных банкетов. Поэтому здесь почти всегда можно встретить элегантные молодые пары в свадебном наряде, фотографов и празднично одетых весёлых гостей.

Есть в парке и площадки для воркаута, стритбола, шахматных турниров и настольного тенниса, а также каток с хоккейной коробкой. Юным гостям непременно понравятся уютные детские площадки, в том числе оформленные в морской тематике.

Часы на башне шпиля В течение летних месяцев на Северном речном вокзале в дальней юго-восточной части набережной работает пляжная зона. Тут на территории пляжа-ресторана «Речной» расположились три бассейна – два взрослых и один детский – с шезлонгами под зонтиками. Бассейны с подогревом – температура всегда не ниже 26 градусов. Для комфортного отдыха на пляжной зоне работают фитобар и летняя кухня. Зона отдыха открыта ежедневно с 10.00 до 22.00, одновременно здесь смогут отдыхать около 350 человек. Тут есть раздевалки с сейфовыми ячейками, душевые и уборные. Правда цены сразу вызвали бурные обсуждения в социальных сетях. Арендовать лежак, взять полотенце, арендовать зонт здесь стоит не дешево. По мнению москвичей цены здесь выше, чем на пляжах в Сочи или Турции.

Корабли у причала речного вокзала И конечно же надо сказать о главном, для чего и предназначен вокзал - речные круизы и прогулки. Их можно выбрать и забронировать в местном туристическом офисе или на сайте, а потом отчалить на борту корабля или катера от одного из причалов вокзала. В частности, большой популярностью пользуется круиз по Золотому кольцу. Отплыв от Северного речного вокзала, комфортабельный теплоход зайдет в Углич, Мышкин, Рыбинск, Ярославль, Кострому и другие города, вернувшись в Москву уже с другой южной стороны по Москва-реке. Есть, конечно, и знаменитые круизы по Волге вплоть до Астрахани, где река уже близка к впадению в Каспийское море. Есть и более короткие круизы (Выходного дня, Трехдневный и другие).

Есть также многочисленные экскурсии и прогулки на небольших теплоходах или катерах. Разные по времени - от коротких часовых, до длинных – на весь день. В их число входят и прогулки по Каналу через шлюзы, далее по Москва-реке через Москву и прогулки в другую сторону – из Москвы. Например, летом популярна прогулка на пляж «Бухта радости» на Клязьминском водохранилище с отплытием утром и возвращением обратно уже вечером.






Яндекс.Метрика