Любовь Орлова — советская актриса театра и кино, певица и танцовщица, народная артистка СССР родилась в Звенигороде в 1902 году.

Любовь Орлова Становление Любы и формирование ее основных человеческих и творческих качеств в детские и отроческие годы происходило в Москве, где она училась, и в Звенигороде в фамильном имении.

Исторически Звенигород разрастался вдоль Москвы-реки. В XVII веке он делился на три части: Кремль на Городке, Нижний посад на левом берегу реки и Верхний посад – на правом. Сложившуюся планировку и свой внешний облик Звенигород сохранял до конца XVIII века. В 1784 году Екатериной II был утвержден новый регулярный план города с прямоугольной сеткой улиц, который упорядочивал застройку левобережья. План не был полностью реализован: из четырех намеченных площадей в городе появилась лишь одна – Торговая.

Звенигород стоит на высоких холмах левого берега Москвы-реки, над широкой поймой с заливными лугами. Летом деревянные дома еле виднеются за волной зеленой листвы подступающих совсем близко лесов. Но многочисленные церковные купола хорошо просматриваются отовсюду.

Вечерний новогодний Звенигород между Московской и Украинской улицами Не случайно в Звенигороде и его ближайших окрестностях жили, отдыхали и черпали силы для творчества многие знаменитости: композитор Сергей Танеев, фабрикант Савва Морозов, писатели Михаил Пришвин и Антон Павлович Чехов, ученый и путешественник Николай Пржевальский. Особенно привлекал этот уголок Подмосковья художников. Абрам Архипов, Владимир Борисов-Мусатов, Константин Коровин, Исаак Левитан, Алексей Саврасов, Мария Якунчикова – вот далеко не полный перечень живописцев, надолго обосновавшихся здесь.

Город и его окрестности сохраняют свое обаяние и в наши дни, в чем вы можете убедиться по данному видео.

Звенигородская земля со своими природными, архитектурными и историческими красотами, прекрасная Москва-река, сосновые боры и вековые липы на Городке, великолепный Успенский собор, величественный намоленный Саввино-Сторожевский монастырь, самодостаточность звенигородцев, все это внесло фундаментальный вклад в совокупность качеств Л. Орловой, за которые ее так полюбил зритель.

Эти качества сложно описывать словами. Вот одна из цитат ее почитателей:

Культурный центр Любови Орловой вечером «Это и необыкновенная радость жизни, так как выглядела она всегда ослепительно, всегда с улыбкой на устах. Это и какая-то неизъяснимая женская прелесть и красота в ее лице, в ее повадке, в ее манере, в очень благородной лепке ее лица. Это и женственность, которая была ее содержанием и ее маской. Она была пленительна, в ней было сокрушительное очарование».

Культурнный центр и памятник Любови Орловой в Звенигороде Жители Звенигорода по праву считают Л. Орлову своей землячкой и именно здесь в Звенигороде было создано и открыто 1 сентября 2007 года первое и единственное в России Государственное автономное учреждение культуры Московской области «Культурный Центр имени Любови Орловой» с заранее предусмотренным помещением под музей советской актрисы Любови Петровны Орловой. В этот праздничный день к звенигородцам приехали актеры Театра имени Моссовета, и это не случайно, ведь Любовь Орлова более двадцати лет проработала именно в этом театре.

Культурнный центр и памятник Любови Орловой в Звенигороде Культурный центр в Звенигороде стал подмосковным международным театральным центром. Здесь проходит театральная летняя школа – масштабный образовательный проект, который осуществляется под эгидой Союза театральных деятелей России. Каждое лето в течение месяца около сотни молодых актеров из ближнего и дальнего зарубежья оттачивают свое мастерство, а помогают им в этом мэтры отечественной сцены под руководством А. Калягина, которому и принадлежит идея создания летней школы.

Московская улица - далее впереди по улице находится Культурный центр и памятник Любови Орловой В музее центра представлены личные вещи актрисы (сценические костюмы, в которых Орлова снималась в кино и участвовала в спектаклях театра им. Моссовета) и экспонаты, посвящённые её творчеству. Среди наиболее интересных экспонатов посетители выделили её портреты, написанные Г. Бортниковым и духовые инструменты, которые, вероятно, использовались в съёмках кинофильма "Весёлые ребята". Также здесь расположена огромная фотогалерея, а в отдельном зале демонстрируются фильмы с участием Орловой и осуществляется показ слайдов, отображающих основные этапы её жизни и творчества.

Кроме того, в культурном центре работает кинолекторий Cinema, где все желающие могут посмотреть шедевры отечественного или западного кинематографа, а также послушать лекции о фильмах.

Любовь Орлова и Леонид Утесов в Веселых ребятах В Звенигороде снимали многие советские кинофильмы, среди которых «Солярис» Андрея Тарковского, «Дети понедельника» Аллы Суриковой и другие. Поэтому наличие клуба для любителей кино здесь вполне оправдано.

Кино показывают два раза в месяц. В репертуаре: Альфред Хичкок, Эмир Кустурица, фильмы с Фаиной Раневской, Инной Чуриковой, Любовью Орловой, Мэрилин Монро, а также картины, снятые в Звенигороде. Обсуждение фильма проходит за чаем. Как правило, в лекции принимают участие режиссеры.

Памятник Любови Орловой в Звенигороде 10 сентября 2016 года в Звенигороде открылся долгожданный, единственный в стране, памятник Любови Орловой. Автор проекта скульптор — заслуженный художник РФ Александр Рожников, архитектор — Михаил Тихомиров.

Этот памятник можно назвать поистине народным, потому что средства на него собирали всем миром: городские бюджетные учреждения культуры, образования и медицины, предприниматели, жители города, пенсионеры и поклонники творчества популярной актрисы. Всего было собрано 5,5 миллиона рублей.

Памятник Любови Орловой в Звенигороде Место расположения памятника (рядом с культурным центром, построенным и названным в честь нее) и выбор варианта памятника из многих проектов были определены путем народного голосования.

Горожане выбирали, каким будет памятник, из шести вариантов. В апреле 2016 года было отобрано три варианта, объявлено финальное голосование на сайте администрации г. Звенигород и в результате выбран один вариант, набравший наибольшее число голосов жителей города.

Монумент был изготовлен по проекту, который был предложен Александром Рожниковым. Об этом памятнике, прошедшем народный отбор, и воздвигнутом в Звенигороде у культурного центра имени великой актрисы, очень точно высказалась ее внучатая племянница Нонна Голикова:

«Ее женственность, невероятная в сочетании с совершенно противоположным качеством характера — с ее несгибаемостью, прямотой, ее устремленностью вверх — это сочетание несочетаемого художнику удалось передать. И юбка из кинолент — это такая точная метафора, великолепно!»

Немного о биографии Л. Орловой

Любовь Орлова Ее родители были из дворянского сословия. Отец Петр Федорович Орлов родился в декабре 1867 года. Он принадлежал к дворянству Полтавской губернии, его имя было внесено в третью часть родословной книги, в которой указывалось дворянство, выслуженное по гражданскому чину или ордену. Он служил по военному ведомству, имел высокие царские награды. Мать Евгения Николаевна (в девичестве Сухотина) принадлежала к старинному дворянскому роду, воспитывалась в Смольном институте для благородных девиц. Род Сухотиных был в дальнем родстве с семьей Льва Николаевича Толстого. В семье Орловых было две дочери: Нонна (родилась 2 декабря 1897 года) и Любовь.

О детстве Любови Орловой известно немного. Уклад жизни в доме ее родителей был таким же, как и во многих дворянских семьях. Детские годы Любы Орловой прошли в Москве и подмосковном Звенигороде, где она родилась. Зимой Орловы в основном жили в Москве, в квартире на Спиридоновке, около Патриарших прудов, а летом выезжали в звенигородское поместье, принадлежащее Евгении Николаевне.

В жизни маленькой Любочки были два важных события, о которых стоит упомянуть. Оба они связаны с общением с известными людьми, Львом Николаевичем Толстым и Федором Шаляпиным.

Любовь Орлова в своей биографии, написанной в 1945 году, так рассказывает о первом эпизоде:

Любовь Орлова с матерью «Однажды мама дала мне почитать детские рассказы Толстого. Рассказы мне очень понравились, и я попросила дать мне еще такую же книжку. У мамы не оказалось ничего подходящего. Тогда я сказала, что напишу дедушке Толстому и попрошу его прислать мне еще одну книжечку. Мама засмеялась, но разрешила, и я сочинила такое письмо: „Дорогой дедушка Толстой! Я прочитала твою книжечку. Мне она очень понравилась. Пришли мне, пожалуйста, еще твои книжечки почитать“». На просьбу ребенка великий писатель отозвался и прислал в подарок книгу «Кавказский пленник» с надписью «Любочке — Л. Толстой».

Эту книжку Любовь Орлова очень берегла и хранила под стеклом в своем доме.

Любовь Орлова с родителями Знакомство с Федором Шаляпиным было более тесным. Семьи Шаляпиных и Орловых дружили. Часто летом, когда Орловы жили в усадьбе Евгении Николаевны в Звенигороде, в гости к ним приезжал лучший бас России. А Орловы, в свою очередь, гостили у него в имении Ратухино на Волге. В своем московском доме на Новинском бульваре Федор Иванович Шаляпин часто устраивал праздники для детей. Иногда на них ставили детские спектакли. В одной из таких постановок, музыкальной сказке «Грибной переполох», участвовала и Любочка Орлова. Ей тогда было не более шести лет. Спектакль был тщательно подготовлен, проводились репетиции, маленькие актеры были одеты в прекрасные костюмы. Готовили постановку два режиссера: Жена Шаляпина Иола Игнатьевна и артист МХТ Александр Адашев. Любочка исполняла роль Редьки, своим пением и танцами она очаровала собравшихся зрителей. После окончания спектакля Шаляпин подхватил девочку в пышном розовом платье на руки и воскликнул:
«Эта девочка будет знаменитой актрисой!»

Сама Л. Орлова рассказывала об этом в последующем с удовольствием и с легкой самоиронией.

Любовь Орлова «В жизни актера первое появление на сцене зачастую обозначает начало его творческого пути. В моей жизни оно состоялось очень рано, но не обозначало ровно ничего. О своем первом сценическом выступлении я все же рассказываю потому, что оно среди воспоминаний детства самое любимое. Оно связано с именем замечательного артиста Федора Ивановича Шаляпина, с которым мне довелось в детские мои годы повстречаться и даже подружиться, хотя я в то время была весьма обыкновенным ребенком, а он — великим и заслуженно прославленным артистом.
В доме Шаляпиных по случаю какого-то праздника ставили детскую оперетту «Грибной переполох», мне выпало играть роль Редьки. Я, разумеется, не помню, как изобразила этот овощ, помню лишь, что Шаляпин поднял меня и расцеловал, впрочем, как и всех маленьких участников спектакля. Он сказал, что из меня выйдет артистка.
Похвала Шаляпина преисполнила меня детским, а отца с матерью родительским тщеславием. Но о возможности актерской карьеры не подумали ни они, ни тем более я. В семье у нас уже давно было решено, что я стану пианисткой».

Богоявленская церковь напротив Успенского собора на Городке Позднее, в ноябре 1909 года Федор Шаляпин подарил семилетней Любочке свой большой фотопортрет с надписью: «Маленькому дружку моему Любочке с поцелуем дарю сие на память. Ф. Шаляпин». В августе 1910 года написал для нее на листе бумаги популярный романс Д. Ратгауза «В стекла бьется нам ветер осенний» и сопроводил его посвящением: «Моему маленькому дружку Любочке». Здесь же пером набросал свой портрет, подписав его: «Милой Любочке на память», и чуть ниже стишок: «Дети, в школу собирайтесь! Петушок пропел давно. Попроворней одевайтесь, смотрит солнышко в окно».

Вдали над лесом поднимается золотой купол Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря Незадолго до революционных событий отец, любивший играть в карты, проиграл имение в Звенигороде. Да если бы и не проиграл, не исключено, что оно было бы конфисковано большевиками. Семье Орловых пришлось уехать в небольшое имение, которое принадлежало Евгении Николаевне. Сватово, так оно называлось, находилось в Воскресенском районе (в настоящее время Истринский район).

Великолепные сосны на Городке В 1919 году Любочка поступила в Московскую консерваторию по классу фортепиано. Училась она у опытного педагога — профессора Карла Августовича Киппа. Учеба давалась легко. Орлова успевала не только учиться, но и подрабатывать тапером в кинотеатрах. Сначала в Воскресенске, потом и в московских кинотеатрах. Преподаватели консерватории снисходительно смотрели на такую подработку, время тяжелое, студентам хочется заработать лишнюю копейку. К сожалению, из-за финансовых проблем семьи Любе не удалось закончить консерваторию. Проучившись в ней всего три курса, она так и не получила диплом пианистки.

Вид на Верхний посад со стороны Саввино-Сторожевского монастыря Но Любовь Орлова продолжила образование, в 1922 году она поступила на хореографическое отделение Московского театрального техникума имени А.В. Луначарского. В то время курсом руководила танцовщица и педагог Франческа Беата. Люба училась в классе пластического искусства Веры Майя. Ее коньком были постановки пластических этюдов на классическую музыку, при этом часто использовались акробатические движения. Параллельно Люба обучалась драматическому искусству у актрисы, режиссера и педагога Елизаветы Сергеевны Телешовой, которая в то время была довольно известной актрисой МХТ. Занятия были индивидуальными, Люба приезжала к преподавателю домой, в Малый Власьевский переулок.

После окончания театрального техникума в 1926 году Любовь Орлову приняли на работу в Музыкальный театр имени Вл.И. Немировича-Данченко — хористкой.

В Саввино-Сторожевском монастыре Ее кинематографическая карьера началась отчасти по воле случая. В 1933 году художник П. Вильямс посоветовал Г. Александрову сходить в Музыкальный театр В.И. Немировича-Данченко, где в спектакле «Перикола» играла 31-летняя Любовь Орлова. Режиссёр последовал этому совету, пришёл на спектакль и сразу же был пленён не только талантом актрисы, но и её внешностью. В тот же день они познакомились. Сомнений в том, кто будет играть роль Анюты в его новом фильме (известном в последующем, как первая советская музыкальная комедия «Весёлые ребята»), у режиссёра после этого не осталось.

Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря Становление и стремительный подъём советского кинематографа в 1930-х годах немыслим без участия Любови Орловой. Во многом благодаря её высокому артистическому мастерству и чрезвычайно выигрышной внешности, кинематограф стал популярнейшим видом искусства в СССР, уже в 1930-е годы серьёзно потеснившим театр по количеству зрителей и кассовым сборам.

Актриса профессионально пела (лирико-колоратурное сопрано), играла на фортепиано, танцевала, исполняла акробатические трюки. Её роли в фильмах «Веселые ребята», «Цирк», «Волга, Волга», «Весна» до сих пор пользуются всенародной любовью.





Яндекс.Метрика