Город Коломна вне всякого сомнения интересен и достоин отдельного рассказа или серии статей, но он находится на юго-востоке области, по дороге на Рязань. Сайт же посвящён Западному Подмосковью с условным центром на 51-м км. Минского шоссе. Причём же здесь Коломна? Читайте дальше и Вы все поймёте.

Ротнов Семен Иванович Посвящается человеку, общение с которым
у меня украла суровая российская жизнь и
судьба, но чья кровь течет в моих жилах,
моему деду - Ротнову Семену Ивановичу.

Связь эта проходит через моего деда и его сына (моего отца), который значительную часть своей жизни прожил и проработал в Одинцово, полюбив окружающие город места и передав эту любовь мне. Кроме того, именно отец был одним из организаторов создания Миража на 51-м км. Минского шоссе, лично решал вопросы выделения земли, общался с администрацией Одинцовского района по этим вопросам в конце 80-х, начале 90-х годов.

Коломенский Кремль со стороны улицы Лазарева Есть и другой аспект, связывающий эти регионы – природа и реки. Живописная и быстроводная Москва-река в верховьях изгибаясь бежит по Рузскому и Одинцовскому районам вдоль высоких и холмистых, а местами пологих берегов с полями и с живописным лесом, включающим сосновые боры, мимо Звенигорода, потом Успенского и Николиной горы, Знаменского, Ильинского и Раздоров, заходя далее на территорию Москвы и выходя из нее уже на Юго-Востоке в районе Капотни. Далее Москва-река протекает мимо Лыткарино, Жуковского, Бронниц, Воскресенска и достигает Коломны, где в нее впадает речка Коломенка, а сама Москва-река поблизости от Коломны впадает в уникальную реку Ока. Эта река, как и верховья Москвы-реки, имеет быстрое течение, причудливо и красиво изгибающееся русло, высокие живописные берега, зачастую поросшие сосновыми борами от Коломны и вниз по течению до Луховиц и дальше. Своими изгибами и высокими холмистыми берегами с сосновыми борами Ока очень напоминает Москву-реку в районе Звенигорода – ИславскогоУборов.

Бобренев мужской монастырь вдали за речкой Коломенкой и за Москвой-рекой Кроме того, получается, что те воды, которые зарождаются в Западном Подмосковье в том числе в Одинцовском районе (речки Саминка, Медвенка, Вяземка и другие), затем попадают на землю Коломны и Луховиц с Москвой-рекой, которая здесь впадает в Оку и эти воды уже в более мощной и полноводной реке бегут дальше в Волгу.

Но мы не будем больше отвлекаться на объяснения причин появления этой статьи, а перейдем к рассказу.

Колокольня церкви Иоанна Богослова Мой дед умер в 1945, а я родился в 1960 году. За год до ухода в иной мир в 1944 году дед, чувствуя, что время у него осталось совсем не много, пошел в среднюю школу №1 села Старые Луховицы Московской области (с 1957 года – город Луховицы) и договорился, чтобы туда приняли на учебу моего отца на год раньше, чем тогда было положено – не с восьми, а с семи лет. Та школа находилась далеко от дома, зато давала полное среднее образование. Остальные дети из соседних с домом семьи Ротновых Луховицких домов по улице Куйбышева ходили в ближнюю 7-ми летнюю школу с неполным средним образованием.

Коломенский паровозостроительный завод А через год деда не стало. Но он успел похлопотать, как я уже сейчас с высоты своих уже немалых лет понимаю, за самого крепкого, смышленого, трудолюбивого и ответственного, среднего по возрасту ребенка своей большой семьи из трех дочерей и трех сыновей (за моего будущего отца). И это было верное решение. В последствии было очень тяжело поднимать семью без ее главы, мужчины, семья жила не богато и трудно. Но, тем не менее, отец смог подняться самостоятельно до крупного военного, инженера и руководителя, стать лауреатом Государственной премии СССР, под руководством и при непосредственном участии которого создавались крупные автоматизированные системы национального масштаба, надежно действующие и в наши дни.

Музей тепловозостроительного завода в Коломне Дед, к его огорчению, не попал на фронт и не воевал за свою землю, хотя просился в войска добровольцем. Его не взяли по состоянию здоровья. Он болел туберкулезом. Болезнь пришла к деду из-за напряженной и интенсивной работы в дизельном цеху Коломенского тепловозостроительного завода имени В.В. Куйбышева, начальником которого он был.

Дед родился в Луховицах, семья жила здесь же. Он ездил из Луховиц на работу в Коломну ранним рабочим поездом, который собирал рабочих, начиная аж от Рязани. А потом с таким же рабочим поездом возвращался поздно вечером с работы домой в Луховицы. Его ценили на Коломенском заводе, он хорошо зарабатывал и мог позволить себе большой, добротный, крепкий дом и семья была нормально обеспечена, пока все шло хорошо.

Музей тепловозостроительного завода в Коломне Постоянные копоть, дым и канцерогены цеха ослабили его легкие, которые не смогли бороться с простудами, переросшими в результате в туберкулез. Еще до войны дед был вынужден долго лечиться, а потом и уйти с завода, перейдя на работу в Луховицкий колхоз на свежий воздух, более полезный для больных легких. Его определили учетчиком, поскольку он был человеком грамотным и уважаемым, а учет выполненных на полях работ – дело щепетильное и ответственное.

Сборка паровоза на Коломенском заводе Поэтому и посвящается эта статья про замечательный город Коломну моему деду Ротнову Семену Ивановичу, долго и хорошо работавшему в этом городе на одном из его основных промышленных предприятий.

Завод, на котором он работал, был одним из первых в России паровозостроительных предприятий. Он был основан в 1863 году вблизи города Коломны военным инженером А.Е. Струве под названием «Механический и литейный Завод инженеров братьев Струве».

Современный дизель-генератор в цеху Коломенского завода Дело в том, что строящаяся Московско-Саратовская ЖД, проложенная через Коломну, подошла в 1862 году к станции Голутвин, где её прокладка приостановилась в связи с необходимостью постройки моста через Оку. Постройкой этого металлического моста руководил инженер Арманд Егорович Струве. 12 сентября (24-го по новому стилю) 1863 года между Струве и крестьянами села Боброво было достигнуто соглашение об аренде земельного участка под мастерскую для изготовления металлических ферм для строящегося моста. Вначале это небольшое предприятие — чугунолитейный цех на 200÷300 пудов отливок в сутки, кузница, механические мастерские и навес для сборки металлических и деревянных конструкций. В 1865 году Струве подвел итог работы предприятия, благодаря которому были отстроены все окрестные мосты, но завод остался без работы - мосты были построены и новые мостовые конструкции было некому заказывать. Арманд Струве решил перестроить производство на выпуск товарных вагонов и платформ, железнодорожных поворотных кругов, баков для водонапорных башен, водоразборных колонок для снабжения паровозов водой. Для перестройки завода и организации производства паровозов он пригласил в компаньоны своего брата Густава — инженера, видного специалиста по сооружению военных объектов, а для финансовой поддержки — московского купца 1-й гильдии А.И. Лессинга имеющего большие связи на биржах и в банках. С 1866 года управление предприятием принял Густав Струве, а завод стал именоваться «Механический и литейный Завод инженеров братьев Струве». На должности директора завода, начальников цехов, мастеров были приглашены иностранные специалисты. В 1869 году по французским чертежам был выпущен первый паровоз.

Струве - основатель парвозостроительного завода в Коломне В первые годы Советской власти на заводе в небольших количествах выпускались паровозы, вагоны, трамваи и дизели. В 1931 году завод начал производить тепловозы, сначала — опытные, а затем серийные, а также совместно с заводом «Динамо» электровозы серии ВЛ19.

В конце 1934 года в Коломне на Коломенском паровозостроительном заводе заложили три подводные лодки типа «Щука». В 1935 году заводу присвоено имя В.В. Куйбышева.

Дальше про завод рассказывать не буду, он успешно работает и производит локомотивы и дизеля в составе Трансмашхолдинга и по сей день, но дед закончил там свою карьеру в конце 30-х годов.

Троицкий Ново-Голутвин женский монастырь Сам город Коломна не менее уникален, чем тепловозостроительный и другие его заводы.

Находится он по дороге на Рязань более чем в 100 километрах от Москвы и является одним из самых древних подмосковных городов (впервые упоминается в летописи 1177 года, как центр удельного княжества). С укреплением Москвы Коломна вошла в 1306 году в состав Московского княжества и с тех пор всегда давалась в удел старшему сыну московского князя.

Успенская церковь Брусенского монастыря в Кремле Коломна пережила многие значимые для России события, совершавшиеся здесь на Коломенской земле.

В Воскресенской церкви Коломны московский князь Дмитрий Иванович (Донской) венчался с княжной Евдокией Дмитриевной Суздальской – дочерью суздальского князя Дмитрия Константиновича. Свадьбу играли в Коломне, чтобы не было обидно ни Москве, ни Суздалю.

Памятник Дмитрию Донскому на улице Октябрьской революции и стена Кремля В 1380 году великий князь московский Дмитрий Иванович выступил из Коломны во главе объединенной русской дружины на битву с татаро-монголами в район Куликовского поля. Позже в память о победе в Куликовской битве его прозвали «Дмитрием Донским», а по соседству с Коломной был заложен Бобренев монастырь.

Под стенами Коломны русской стрелой был убит младший сын великого Чингисхана Кюлькан. В отместку ордынцы сожгли Коломну дотла, а вместе с телом Кюлькана на костре живьем были сожжены 40 коломенских девушек.

Улица Казакова с выходом на Ново-Голутвин женский монастырь В 1523-1531 годах в Коломне был построен каменный Кремль, ставший одной из мощнейших крепостей Московской Руси.

В XVII веке в башне Коломенского кремля (Маринкина башня) была заточена и умерла в ней Марина Мнишек, жена Лжедмитрия.

Коломна до развития железных дорог быстро росла и развивалась, так как находилась на перекрестке важных водных дорог. Тогда даже стал известен особый вид речных судов под названием «коломенки».

Успенский Брусенский женский монастырь на территории Кремля В 1770-х годах в городе побывала Екатерина II, которой Коломна понравилась и она велела благоустроить город по «регулярному плану». Заняться этим было поручено архитектору М.Ф. Казакову. В результате в городе сформировалась школа его учеников – Родион Казаков, Роман Еготов, Константин и Петр Поливановы. Весь городской центр по сути является памятником их творчества, сохранившимся в значительной степени до наших дней. А в конце XVIII века даже появилась пословица: «Коломна городок – Москвы уголок». Кто хочет представить себе, как выглядела Москва до пожара 1812 года, поезжайте в Коломну, пройдитесь по ее центральным улочкам вблизи Кремля!

Церковь Михаила Архангела с противоположной от Кремля стороны улицы Октябрьской революции Но не только архитектурой славен наш городок. В начале XIX века в Коломне уже числились около 100 фабрик и заводов. Первым городом, где возникло шелкоткацкое производство в России, была Коломна. Позже в XIX веке здесь стали возникать и машиностроительные заводы, включая паровозостроительный, ставший впоследствии тепловозостроительным заводом имени Куйбышева.

В городе сохранилось много церквей, три действующих монастыря. Центральная часть города представляет собой практически не тронутую и тщательно сохраняемую застройку прошлых веков. Кто хочет понять, какой была Россия и как жили наши предки, поезжайте в Коломну, пройдитесь по центру, почувствуйте связь времен и насладитесь красотой и добротностью жизни наших далеких предков!









Яндекс.Метрика