Аллея Петровского парка Если двигаясь по Ленинградскому проспекту от Белорусского вокзала на Северо-Запад Москвы, то проезжая ТТК и улицу Беговую, ведущую к Московскому ипподрому, вскоре справа видно здание ВТБ-Арена (бывший стадион Динамо). Сразу за ним по этой же стороне идет Петровский парк и великолепный комплекс Петровского путевого дворца.

Петровский парк и Благовещенская церковь Дальше уже слева издалека виднеется шпиль высотки Триумф-Палас, напротив которого находится Чапаевский парк со скульптурами известных советских авиаконструкторов. Ранее, перед ними с этой же левой стороны по ходу движения тянется Ходынское поле и многочисленные спортивные сооружения, преимущественно знаменитого спортивного клуба ЦСКА. Дальше станция метро Сокол, за ней удивительная Всехсвятская церковь. Дальше за улицей Алабяна по левой же стороне уже Волоколамского шоссе в глубине расположен уникальный поселок Сокол или, как его еще называют – поселок Художников. Далее после переезда по Волоколамскому шоссе через Малое кольцо Московской железной дороги, а потом почти сразу через железную дорогу Рижского направления справа начинается огромный парк Покровское-Стрешнево. Здесь, если поехать немного правее по дублеру Волоколамского шоссе, то справа минуешь церковь Покрова Пресвятой Богородицы и окруженную внушительным и красивым старым забором старинную усадьбу Покровское-Стрешнево.

Петровский парк и ВТБ-арена - бывший стадион Динамо Обратите внимание, что описание маршрута выше начато с Белорусского вокзала и это не случайно. Белорусский вокзал (тогда его называли Смоленский, позже Брестский) изначально планировали создать напротив Петровского парка (в районе современного Динамо), но затем перенесли ближе к центру и определили место строительства у Тверской заставы.

Интересно, что «вокзал», а вернее «воксал», как тогда это называли, в Петровском парке все же появился в 1830-х годах. Но это был не тот вокзал, который принимает и отправляет поезда. Это было пришедшее из Англии садово-парковое «увеселение». Этакий прообраз «All inclusive» того времени, представляющий собой деревянное здание с галереями для общественного отдыха, где посетителей за пять рублей ждали театральные представления, танцы, рестораны с ужинами, концерты, балы, игры, бильярды, читальни и даже фейерверки.

Петровский путевой дворец и парк Это увеселительное заведение в 1837 году было создано усилиями начальника Московской комиссии по строениям сенатора А.А. Башилова, которому поручили согласно воле императора Николая I заведовать строительством «дач» и необходимой инфраструктуры в Петровском парке. В последствии по его фамилии были названы и называются так до сих пор местные Башиловские улицы.

Указ императора Николая I о раздаче земель от Тверской заставы до Петровского парка для загородных дач был выпущен в 1836 году. Распоряжение Императора содержало требование, чтобы домики имели хороший архитектурный вид и стояли фасадом на дорогу. Фасады следовало предварительно утверждать в Комиссии для строений.

Петровский путевой дворец со стороны автомобильного кругав парке В результате были разработаны типовые проекты и построены дачные домики Петровского парка, причем в самых разных вариантах, от готики до мавританского стиля. Дачи в Петровском парке стали самыми модными в старой Москве, нечто вроде современного Рублево-Успенского шоссе. Здесь находились дачи писателя М. Загоскина, актера Михаила Щепкина, дачи князей Щербатовых, Трубецких, Апраксиных, Барятинских, Голицыных, Волконских, Оболенских, Толстых, Талызиных и - Нарышкиных.

Стоит отметить, что слово «дача» возникло еще раньше, во времена Петра I, когда он приказал выделить («дать») под Петергофом земли для застройки, облагораживающей парадную дворцовую местность. Таким образом, понятие «дача» сформировалось давно и имело в виду вовсе не простенькие домики и шесть соток, а более интересные и продвинутые варианты землепользования и частной застройки.

Петровский путевой дворец со стороны Ленинградского проспекта Если говорить об истории Петровского парка и земель, на которых он был создан, то она тянется в глубь веков. После 1678 года около этих земель, принадлежащих Высоко-Петровскому монастырю, появляется село Петровское-Зыково, когда дед Петра I боярин Кирилл Полуэктович Нарышкин купил у князя Прозоровского соседнее село Семчино, и оно стало именоваться Петровским (будущее Петровско-Разумовское). После стрелецкого бунта 1682 года в нем была возведена вотчинная церковь во имя святых апостолов Петра и Павла в честь тезоименитства внука хозяина, царевича Петра, которая и дала имя новому угодью Нарышкиных - селу Петровскому.

С парком разобрались, а что с дворцом?

Петровский путевой дворец в прошлом А то, что парк был устроен в первой половине XIX века вокруг уже выстроенного ранее Петровского путевого дворца. Он предназначался для последней перед Москвой остановки и отдыха царского поезда, следующего из Санкт-Петербурга для разных торжественных мероприятий. Прежде, деревянные путевые дворцы стояли в селе Всехсвятском, в районе современного Сокола, но со временем возникла насущная потребность в новом сооружении вместо обветшавших старых.

Место для строительства нового дворца присмотрела императрица Екатерина II, когда прибыла на празднования в честь заключения победоносного Кючук-Кайнарджийского мира с Турцией, организованные на соседнем Ходынском поле. Довольная прошедшими торжествами, она заказала постройку каменного дворца, имеющего архитектурные формы, схожие с павильонами, построенными Казаковым к вышеуказанным торжествам. Дворец был выстроен к 1783 году, имел два флигеля в виде крепостных стен с башнями в модном готическо-мавританском стиле. Как выразился о нем писатель М. Загоскин, это было «прекрасное здание мавританской архитектуры, переделанной на европейские нравы».

Петровский путевой дворец в прошлом Остановка в Петровском дворце стала традицией и не прекращалась даже тогда, когда появилась железная дорога, связавшая два главных города Российской империи. Первым государем, остановившемся в этом дворце перед коронацией, был Павел I, полюбивший устраивать здесь военные смотры и парады. За ним последовали Александр I и Николай I.

О роли последнего по отношению к Петровскому парку уже сказано выше. Добавим лишь факт о том, что после Наполеона дворец пребывал в запустении. Захватчики изуродовали прилегающую территорию и подожгли сам дворец так, что его купол обрушился. Власти в Москве обратили внимание на печальное состояние здания только к коронации нового государя. Осмотрев дворец лично, Николай I приказал указом от 1827 года его восстановить и устроить здесь роскошный регулярный парк - московский Версаль для гуляний.

Петровский путевой дворец со стороны Ленинградского проспекта После революции Петровский Дворец был передан Военно-воздушной инженерной академии им. Н.Е. Жуковского (в 1923 году) и получил новое имя - «Дворец красной авиации», как говорят, придуманное лично Троцким. Дачи были ликвидированы, как атрибут «старого мира». Парк привели в порядок, но, поскольку, здоровых и крепких деревьев в нем почти не осталось, то большую его часть вырубили под строительство стадиона «Динамо». Оставшаяся и сохранившаяся до наших дней часть парка - маленький скверик, по сравнению с тем, что было раньше.

Но это не все плохие изменения и события, связанные с этим местом!

Петровский путевой дворец со стороны Петровского парка На парк в те времена легла мрачная и трагическая тень места для казней. Здесь проходили чекистские расстрелы, особенно после объявления красного террора в сентябре 1918 года. Выбор места объяснялся удаленным от массового заселения, окраинным расположением парка в те времена. Именно здесь был расстрелян новомученик, протоиерей Иоанн Восторгов, последний настоятель собора Покрова на Рву на Красной площади, причисленный к лику святых на Юбилейном Соборе. Здесь же были казнены бывший министр внутренних дел Н.А. Маклаков, бывший председатель Государственного Совета России И.Г. Щегловитов, бывший министр А.Н. Хвостов и сенатор И.И. Белецкий.

В постперестроечные времена произошли очередные изменения. В 1991 году Военно-воздушная инженерная академия освободила здание дворца. С 1997 года он перешёл в ведение администрации города. В 1998 году «Дворцу Красной авиации» было возвращено прежнее название — Петровский путевой дворец. С этого же года во дворце проводили реставрационные работы. В 2011 году на втором этаже и флигелях дворца расположился гостиничный комплекс, а первый этаж был передан музею. В настоящее время дворец также является официальным Домом приёмов правительства Москвы.


Яндекс.Метрика