Top.Mail.Ru
Иславское

Иславское

Иславское, расположенное к востоку от Звенигорода в конце Рублево-Успенского шоссе, – одно из древнейших сел Подмосковья, впервые упоминается в летописях середины XIV века. Местные курганы относятся к еще более давним временам – середине первого тысячелетия нашей эры. Археологическими исследованиями на восточной окраине села были обнаружены следы поселений, лепная керамика, принадлежащие к «дьяковской» культуре и датируемые серединой — концом первого тысячелетия нашей эры. Впоследствии место запустело и было вновь занято поселением в ХI-ХIII вв.

Название имеет антропонимический характер и происходит от древнерусского/старославянского имени Воислав. В Сербии до сих пор встречаются мужчины с такими именами.

До 1620 года Иславское было дворцовым селом. Уже тогда здесь стояла деревянная церковь Святого Георгия, окруженная 33 липами – символ возраста Христа. Селом владели разные люди, среди которых были такие известные исторические личности и семьи, как бояре Морозовы, графы Апраксины, дворяне Дурново, военный губернатор Москвы И.П. Архаров.

Менялись владельцы села, изменялся и облик церкви – она заново была отстроена в белом камне мастерами школы Казакова и освящена во имя Спаса Нерукотворного образа в 1799 году, получив название Спасской. Одно оставалось неизменным во все времена – окружение храма из 33 лип (по количеству лет Иисуса Христа). Взамен отживших свой век деревьев подсаживали молодые, и в летнее время издалека взоры привлекала огромная зеленая полусфера из сомкнутых крон деревьев, совершенно скрывавших храм. А над нею, над этой зеленой, а по осени золотой полусферой сиял в небе золоченый крест.

Сосна над обрывом А какая красота открывается при взгляде на Москва-реку и окрестности с высокого берега от церкви. Вот, например, на фотографии завораживающий вид на сосну, которая стоит над обрывом в 50 метрах от церкви вверх по течению, и на саму реку с простирающимися вдоль нее полями и лесами.

Церковь и место, в котором она находилась, своей красотой помогали рождению поэтических образов. Например русский поэт Дмитрий Кедрин в своей поэме «Зодчие» пишет: «Та церковь была, как невеста…» Видел эту красоту и мальчик Пушкин, приезжавший сюда из Захарово с бабушкой Марией Алексеевной или няней Ариной Родионовной.

Память юного Пушкина жадно впитывала рассказы бабушки и местных старожилов. Живыми образами рисовались в воображении и белокаменная церковь-лебедь со стерегущими ее 33-мя богатырями. Помните строки из «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»?

Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в скором беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
...
А у князя женка есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает;
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит
…».

Спасская церковь Спасская церковь в Иславском словно сошла со страниц пушкинской сказки. Церковь уподоблялась прекрасной Царевне Лебеди, а окружающие ее деревья - тридцати трем богатырям, охраняющим ее покой. В православном золотом кресте, венчающем храм, легко различим и блистающий месяц, и горящая на солнце звезда.

К сказанному стоит добавить, что в далекие времена Москва-река была несравненно полноводнее нынешней и в отдельных местах своего течения достигала ширины до двух верст. Несложно предположить, что детское воображение будущего поэта ассоциировало разливы реки в половодье с морем.

Вы можете посмотреть видео села и церкви, снятое зимой 2016 года и оценить сами на соответствие увиденного пушкинским образам. Даже в наше время это место вызывает схожие ассоциации, хотя река изрядно обмелела и находится за церковью внизу под обрывистым крутым склоном.

Для лучшего сопоставления просмотренного, представьте, что по описанию конца XVIII века в Иславском стоял деревянный двухэтажный господский дом со службами, при котором был разбит «регулярный» сад. В селе числилось 77 дворов, 264 души мужского и 231 женского пола, деревянная церковь, другая же, каменная, только выкладывалась. Окончательно она была построена в 1799 г. архитектором круга М. Ф. Казакова и по-прежнему была посвящена образу Спаса и имела два придела: в честь иконы «Всех скорбящиих радости» и великомученика Георгия. Особенно замечательными в храме были два образа: древняя икона Божьей матери «Знамение» и подаренная И. П. Архаровым икона «Всех скорбящих радости».


Яндекс.Метрика