Армения
Мы давно не выбирались за пределы Москвы и Московской области, как делали это периодически раньше в разделе сайта «Вокруг света». Пришло время навестить новые интересные и древние места с самобытной культурой. Сравнить их с российскими не московскими древними городами Великий Новгород или Ростов Великий. Оценить наличие общих черт и явных отличий с Критом или Мексикой или с Берлином в Германии. Про все перечисленные места есть материалы на сайте, не говоря уже об основном содержании сайта про Москву и Подмосковье.
Пришло время рассказать про Армению.
- Армения
- Ереван
- Озеро Севан и монастырь Севанаванк
- Храм Гарни и ущелье реки Азат
- Монастырь Гегард
- Церковь Святой Рипсимэ
- Храм Звартноц
- Эчмиадзин
Армения
Республика Армения расположена в северо-восточной части Армянского нагорья в Закавказье. Граничит с Грузией на севере, с Турцией на Западе, с Ираном на юге и Азербайджаном на северо-востоке и юго-западе.
Страна пережила много изменений и перевернула немало драматических страниц в своей древней истории, оказываясь яблоком раздора между древними Римом, Византией и Персией, а в последствии и между завоевателями этих древних империй – арабами, сельджуками, монголо-татарами, турками.
Тем не менее, стране удалось сохранить свою идентичность, язык, самобытную культуру, традиции и обычаи.
Армения первой в мире приняла христианство и, не взирая на большие сложности, сумела сохранить верность христианской вере в своей изначальной апостольской интерпретации, не попавшей ни в стан православия, ни в обойму католичества. При этом этнических армян в самой Армении живет как минимум в два раза меньше, чем в трёх странах наибольшей армянской эмиграции - России, США и Франции.
Армения расположена на той же широте в субтропическом поясе, что и Испания, Италия, Хорватия и Греция. Однако по двум причинам климат в Закавказье суровее, чем в этих странах: регион находится высоко над уровнем моря и сильно отдалён от крупных водоёмов.
Летом жарко — иногда экстремально. Самые знойные месяцы в году — июль и август, когда средняя температура колеблется от + 25 до +30 °С, а в отдельные дни доходит до +40 °С. Низкая влажность воздуха помогает более-менее легко переносить жару летом. Во второй половине декабря начинается зима. Влажность воздуха резко повышается до 64-68 %. Средняя температура составляет +5 °С, но ощущается как -10 °С.
Что сразу чувствуется по приезде в эту страну, это ее горная сущность. Здесь все измеряется высотой над уровнем моря в несколько тысяч метров, где-то меньше, где-то больше, но везде высоко. И практически всегда взгляд натыкается на окружающие тебя горные пейзажи. Под стать этим величественным и красивым видам и древняя архитектура Армении, ее великолепные храмы и монастыри. Суровость и величественность этой архитектуры красиво оттеняет и обрамляет природа в виде цветущих маковых горных лугов, горных ущелий, речек и озер, абрикосовых, тутовых и черешневых рощ.
У Армении есть свои «фирменные» особенные культурологические элементы, которых нет у других народов и которые стали символами нации. К их числу несомненно относятся Хачкары и Дудук.
Хачкар это камень – крест. Слово образовано от армянских корней «хач» - крест и «кар» - камень. Эти скульптурные памятники, зачастую похожие на особенные произведения искусства, обычно представляют собой каменную стелу с резным изображением креста в центре. Ажурный цветущий армянский крест, подобно живому дереву, является символом вечной жизни, а также символизирует четыре начала мироздания – огонь, воду, землю и воздух.
Древнейший датированный Хачкар, дошедший до наших дней в Армении, относится в 879 году. Хачкары ваялись из туфа, базальта, известняка в честь памятных событий: основание города или деревни, закладка новой церкви или моста, победа над врагом, смерть героя, царя, князя и так далее (всего существовало более 50 различных поводов для заказа и создания Хачкара).
Дудук – древний армянский деревянный духовой музыкальный инструмент (аналог русской дудочки – даже есть созвучие). В Армении дудук также известен, как «циранапох», что дословно переводится как абрикосовая труба. Благодаря абрикосовому дереву с особым качеством резонирования звука, из которого изготавливают дудук, он имеет уникальное особое звучание, похожее на мягкий и нежный человеческий голос. Не узнать звук дудука невозможно. Он очень хорошо гармонирует с местной природой, горами, армянскими пейзажами и храмами. И почти всегда в звучании дудука есть нотки грусти или печали, как будто он рассказывает и о трагичных страницах в истории Армении, которых было не мало.
Сам инструмент состоит из трубки и съемного двойного тростникового язычка. Средняя длина трубки составляет 32 см., длина трости – 12 см.На передней поверхности дудука имеется семь или восемь отверстий, на задней – одно или два.
В 2005 году музыка армянского дудука была признана шедевром Всемирного нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Дальше в этом материале в разделе про озеро Севан и монастырь Севанаванк будет ссылка на видео, в котором звучит дудук. Уверен, это звучание не оставит вас равнодушными.
Ереван
Ереван - главный город Армении. Граница с Турцией проходит всего в 30 километрах от Еревана. Город с трёх сторон окружают горы. На северо-востоке возвышается потухший вулкан-гигант Арагац, на востоке - Гегамский хребет, на севере - Канакерское плато.
Это один из древнейших городов мира, если иметь в виду дату возникновения здесь населенного пункта – города-крепости Эребуни в 782 году до нашей эры. С этого момента и ведет свой исторический отсчет столица Армении. Хотя точности ради надо сказать, что город долгое время оставался маленьким и имел провинциальный по международным меркам вид. Столичный размах и масштаб город начал приобретать уже во времена нахождения Республики в составе Советского Союза, с того момента, когда в 1918 году был официально назван столицей Армении (12-ой по счёту на тот момент).
В Ереване почти никогда не бывает хмуро. В среднем по году здесь фиксируют до 325 ясных, безоблачных дней!
Город состоит из 12 районов. Самый удобный для визита, конечно, центральный, он называется Кентрон. Здесь расположено и сердце города – площадь Республики, современный облик которой сложился благодаря легендарному архитектору Александру Таманяну. Первым зданием здесь стал Дом правительства, построенный в 1924 году. Мастер при строительстве вдохновлялся средневековым армянским церковным зодчеством. В строении можно рассмотреть черты архитектуры Урарту (государства на Армянском нагорье, которое существовало с IX и до начала VI века до н.э.) и древнегреческого классического периода. Дом возведён из розового и коричневого туфа — местной горной породы. Интересно, что из этого материала сооружена большая часть зданий в Ереване. Из-за этого столицу иногда называют «розовым городом».
На этом видео, в музыкальном сопровождении знаменитой песни Арно Бабаджаняна об этом городе, вы можете прочувствовать Ереван сегодняшний. Кадры сняты в мае 2024 года. Почувствуйте колорит и ритм этого города. Самое начало снято с холма, на котором находится знаменитый коньячный завод Арарат и именно с этого холма отлично видна гора Арарат. Арарат – символ Армении и одна из главных святынь. К несчастью армян, судьба распорядилась так, что Арарат в настоящее время находится на территории Турции. Но каждый армянин, находясь на территории Армении всякий раз старается увидеть гору, которую часто закрывают облака и туманы. В этот раз они разошлись в стороны и открыли гору Арарат для наших глаз и объектива камеры. Также на этих кадрах и с этой же точки засняты другой знаменитый коньячный комбинат НОЙ и церковь Святого Саркиса.
Отдельно надо рассказать про кавказское гостеприимство и человеческую теплоту Еревана. Гостям здесь рады, а к россиянам относятся хорошо, что особенно ценно в такой напряженный в мировом геополитическом масштабе период. На Правительство Армении вне сомнения оказывается мощное антироссийское давление со стороны западного блока. Судя по численности американского представительства в стране, именно здесь расположен крупнейший центр ЦРУ в Закавказье, со всеми вытекающими из этого последствиями. Тем более важно, что несмотря на это, большинство встреченных нами людей говорят по-русски и настроены исключительно дружелюбно.
Более того, среди людей старшего поколения явно ощущается интеллигентность советского толка, в лучшем понимании этого термина. Это хорошо воспитанные и блестяще образованные люди с широким кругозором, отменным тонким чувством юмора и обязательно с каким-то своим даром, будь то владение музыкальным инструментом в качестве музыканта, или своим голосом в качестве вокалиста, или кистью в качестве художника и так далее.
В большом количестве художников – любителей, пишущих пейзажи Армении и Еревана, можно убедиться на блошином рынке, расположенном неподалеку от здания Правительства и площади Республики, между улицей Павстоса Бюзанда и улицей Арама. Здесь в крайнем ряду, ближнем к улице Арама, найдется большое количество разных работ местных художников по весьма приемлемой цене. И, конечно, надо поторговаться. Это нормально. И не обращайте внимание на иронию, если она будет деликатно проявлена. Не грубое и спокойное предложение снизить цену будет в итоге принято с бОльшим уважением, чем если вы возьмете здесь товар по первой названной цене, не торгуясь.
В городе много ресторанов и кафе с отличным быстрым и профессиональным обслуживанием. По вечерам в них звучит живая музыка, часто джаз с хорошо поставленным вокалом.
В ресторанах, отелях, магазинах работает много молодежи. Вот среди этих людей поколения примерно до 25-30 лет нередко можно встретить тех, кто по-английски говорит уже лучше, чем по-русски. Иногда до такой степени, что проще перейти на английский, чтобы сделать заказ в ресторане. Но пусть это вас не расстраивает и не обижает. Если вы сохраните в себе дружелюбие, то оно обязательно будет проявлено в ответ и в том числе в виде улучшения владения русским языком того, кто вас обслуживает, если не в этот, то в следующий раз.
Озеро Севан и монастырь Севанаванк
Озеро Севан, пожалуй, является вторым символом Армении после горы Арарат. Но в отличие от горы, к счастью армян, озеро сейчас полностью находится на территории Республики Армения. Это самый большой на Кавказе и второй по величине в мире пресноводный естественный водоем (после озера Байкал). Поскольку озеро горное, расположенное на высоте над уровнем моря более двух тысяч метров, вода в нем почти всегда холодная, прогреваясь до приемлемых для купания температур лишь к августу месяцу.
С северо-западной стороны в озеро вдается одноименный полуостров Севан, некогда бывший неприступным островом. На площади около 950 тысяч квадратных метров находится резиденция президента Армении (с вертолетной площадкой), лодочная пристань, духовная семинария Вазгенян и один из наиболее известных среди христианских обителей Армении – монастырь Севанаванк. Место с богатой историей и удивительно сильной энергетикой!
Севанаванк – это комплекс строений, в который в настоящее время входит две церкви, на армянском языке называемые «сурбами»: Сурб Аракелоц и Сурб Аствацацин. Помимо них здесь можно увидеть основание третьей церкви Сурб Арутюн, развалины притвора, множественные хачкары и надгробия, монастырскую маслобойню и монашеские кельи, часть из которых ныне восстановлена. Все эти сооружения находятся на возвышенности и когда-то имели цепочку внутренних и внешних стен, защищавших комплекс от вражеского вторжения.
История монастыря имеет очень древние корни, как и история христианства Армении. Во время принятия Великой Арменией христианства, в 301 году, местность вокруг озера Севан носила название Сюник. Первоиерархом армянских христиан (Католикосом) – святым Григорием Просветителем – в 305 году на Севанском острове, на месте языческого капища, был основан монашеский скит, а также построена церковь Святого Воскресения (Сурб Арутюн), которая в 995 году была разрушена землетрясением.
В 874 году княгиня Мариам вместе с настоятелем Севанаванского монастыря – архимандритом Маштоцем Егивардеци (будущим Католикосом всех армян) построили на острове сразу две церкви, сохранившиеся до наших дней: церковь Святых Апостолов (Сурб Аракелоц) и церковь Святой Богородицы (Сурб Аствацацин). Тогда же при Сурб Аракелоце было основано монашеское братство и отрыта духовная школа. Впоследствии здесь появилось множество монашеских келий и хозяйственных сооружений. А к церкви Сурб Аствацацин был пристроен притвор с четырьмя деревянными колоннами, верхняя часть которых (капитель) была украшена орнаментом.
Сейчас это место привлекает прежде всего сочетанием природной красоты крупного горного озера Севан и суровой архитектуры армянских храмов. Для того, чтобы дойти до церквей, надо пройти не малый путь вверх по каменным ступенькам длинной петляющей лестницы. Сверху открывается изумительный вид на озеро и окружающие его горы. А по пути вы встретите местных художников, пишущих прямо при вас эти изумительные пейзажи и церкви. Прямо здесь вы можете купить эти картины у автора с его автографом.
Это все запечатлено на видео Севана и Севанаванка, которое хорошо дополняет подгруженные к данной статье фотографии и которое сопровождено проникновенным звучанием дудука.
Храм Гарни и ущелье реки Азат
Если вы не настроены на длительную поездку по Армении на весь день до позднего вечера или на поездку с ночевкой из Еревана к местным древним монастырям и красивым природным пейзажам, поезжайте от Еревана на восток к храму Гарни, а затем к монастырю Гегард. Это путь не дальний, но очень интересный. За полдня вы может уложиться не особенно торопясь.
Приехав в первую локацию этого маршрута, вы увидите, что на краю красивого горного ущелья, на дне которого многие тысячи лет протекает быстрая река Азат, стоит необыкновенный памятник армянской истории — настоящий эллинистический храм Гарни. Рядом расположен довольно крупный одноименный поселок.
Храм отличают строгие ионические колонны, удивительно точные пропорции, симметричность, богатый орнамент на камне. Он представляет собой отличный пример греко-римского периптера, напоминая упрощенный Парфенон.
Возведение храма историки приписывают царю Трдату I (царствовал во второй половине I века), который в свое время посетил с дружественным визитом Рим. Крепость Гарни начали строить еще во II веке до нашей эры и продолжали застраивать в течение античной эпохи и частично в средние века. В конечном итоге армянские правители сделали ее неприступной. Цитадель защищала жителей от иноземных нашествий более 1000 лет. А Храм был построен во второй половине I века н. э. и посвящен языческому божеству, возможно, богу солнца Митре, фигура которого стояла в глубине святилища — наоса.
Рядом с поселком Гарни, расположено ущелье Азата, которое славится “Симфонией камней” – результат вулканических потоков. Научное название этого геологического образования – столбчатая отдельность.
Симфония камней представлена огромными шестиугольными и пятиугольными базальтовыми столбами (высотой почти 50м), которые своей удивительной симметричностью кажутся рукотворными. Природа создала колонны, нависающие над рекой, которые создают впечатление огромного музыкального инструмента – “Базальтового органа”. Через ущелье течет река Азат, дополняя каменное великолепие шумом воды.
Для лучшего знакомства с этими красивыми храмом и ущельем можете посмотреть видео, где также звучит мелодия с удивительно мягким и бархатистым голосом дудука. Как же он хорошо подходит к пейзажам, древней архитектуре и природе Армении!
Монастырь Гегард
Проехав еще подальше от храма и поселка Гарни на восток, вы приедете к Монастырскому комплексу Гегард, расположенному в верховьях реки Азат. Он включает в себя церкви, пещеры и гробницы, высеченные в скале. Местные гиды часто говорят по-другому, что храм (и нижний и верхний) высечены из одного огромного камня.
Так это и выглядит, если принять часть скалы за огромный цельный камень. При этом, чтобы попасть в верхний храм, надо по внешней лестнице подняться на верхнюю террасу, высеченную в скале и уже оттуда по довольно узкому и романтично не ровному проходу, высеченному в камне, вы попадаете в удивительно красивый верхний храм. Он тоже высечен в камне, как и нижний, вход в который остался внизу.
Наиболее сложными здесь являются пещерные постройки, поскольку каждая из них была выдолблена сверху и до сих пор имеет верхний просвет, по-армянски «ердик», для освещения и вентиляции. Они также отличаются в интерьерах богатой резьбой по базальтовой скале, причем ни один элемент не повторяется.
Вас ждет здесь не только зрительное, но и слуховое очарование - акустика внутри храмов, и верхнего, и нижнего уникальна. Камень отражает звук, а форма помещения высечена идеально для его объемного формирования. Мы это поняли, когда находились в нижнем храме, а в верхнем в это время запели монахини. Это было божественное пение и звучание, во всех смыслах этого слова. Потом, когда монахини ушли мы попробовали аккуратно и деликатно подать свой голос внутри храма, чтобы прочувствовать местную акустику. Она действительно восхитительна.
В нижнем храме, прямо внутри, расположен родник, вода которого считается святой. Она льется из стены в глубокой нише (по сути - отдельной комнаты-придела) расположенной слева от входа и течет тонкой струйкой ручья прямо по полу храма.
Это и вся атмосфера нижнего храма хорошо можно прочувствовать по видео.
Особое очарование монастыря еще и в том, что его средневековые здания расположены в живописном ландшафте у входа в долину реки. Высокие скалы охраняют монастырь с северной стороны, а остальная часть окружена оборонительной стеной. Кажется, что архитектурный комплекс и прекрасный горный ландшафт составляют единое целое.
Согласно средневековым армянским письменным источникам, после принятия Арменией христианства в 301 году возникла традиция строить монастыри в языческих священных местах. Основание монастыря Гегард приписывают первому армянскому патриарху Григорию Просветителю (302–325).
Естественные пещеры использовались монахами как кельи. Именно по этой причине с момента своего основания и до XIII века монастырь назывался Айриванк («Пещерный монастырь»). Но начиная с XIII века его стали называть Гегард (арм. , Gełard, дословно — «копье»), потому что в монастырь поступила на хранение христианская реликвия — копье, которым сотник Лонгин пронзил тело распятого на кресте Иисуса Христа. Армянское церковное предание гласит, что в 33 году святое копье было привезено в Армению апостолом Фаддеем. Оно хранилось в Айриванке с середины XIII века до 1760 года, после чего было перенесено в Эчмиадзинский монастырь.
С 2000 года монастырский комплекс Гегард входит в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Церковь Святой Рипсимэ
Церковь Святой Рипсиме или храм Сурб Рипсиме, сооруженный в 7 веке, стоит на въезде в город Эчмиадзин и является частью Эчмиадзинского монастыря. Здесь покоятся мощи святой Рипсиме, которая, по преданию, не отреклась от христианской веры и была убита язычниками.
История святой Рипсиме неразрывно связана с постройкой именно этого храма. Так, в 301 году в Армению из римского монастыря святого Павла пришли 37 девушек христианского вероисповедания, а вела их настоятельница Гаяне. Рипсиме была одной из них, и была настолько прекрасна, что пленила своей красотой римского императора, который захотел взять ее в жены. Девушка отказала ему и вместе с подругами укрылась в Александрии. Там им явилась Богоматерь и указала путь в благословенную Армению.
Армянский царь Трдат III, услышав о приключениях девушек и красоте Рипсиме, воспылал тем же желанием, что и римский правитель. Однако и он услышал отказ от девы, заявившей, что она принадлежит Христу. Такой ответ привел Трдата III в ярость, после чего он приказал убить всех 37 девушек, что и было исполнено.
Казнь не облегчила душу Трдата, наоборот, после этих событий он стал одержим бесами. От безумства его исцелил Григорий Просветитель, мощи которого ныне хранятся в Эчмиадзинском монастыре. Уверовав в силу христианской веры, Трдат III крестился сам и крестил свой народ, сделав христианство государственной религией в Армении.
А Григорию Просветителю приснился сон, в котором Сын Божий указал ему место для строительства храма в честь святой Рипсиме.
Церковь с 618 года не подверглась большим изменениям. В XVII веке, при Католикосе Филиппе, к ее западному входу была пристроена колокольня. Она является прекрасным образцом армянской раннехристианской архитектуры, поражая классической простотой форм и фасадов.
Это хорошо видно и по фотографиям. Если присмотритесь, вы увидите на крыше человека. Это один из служителей храма, который забрался туда с помощью обычной цепи, закрепленной за вершину (ее тоже можно разглядеть на фото), чтобы почистить крутую крышу от мха и наростов.
Когда мы подходили к церкви, то начали, естественно фотографировать этот красивый храм, а человек в это время отдыхал, сидя на самой вершине и, возможно, подумал, что мы снимаем его. Он перекрестил нас сверху, как грешников, которым отпускают их грех – соблазн фотографировать человека за трудной и опасной работой, мешая ему. В этом мы убедились потом, когда увидели, как он, держась за цепь, как за веревку посередине крутого ската крыши, пытается ее чистить. Это было действительно экстремально. Кроме того, стало очевидно, что человек этот не молод, мягко говоря. Нам стало неудобно на душе, и мы мысленно попросили у него прощения. Дай бог ему здоровья и удачи справиться со своей не простой работой.
Этот храм считается шедевром армянского зодчества и входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Храм Звартноц
В начале 20 века в 10 км от Еревана группа исследователей обнаружила развалины древнего храма, погребенного по самую крышу под слоем земли и песка, образовавших объемный холм. Раскопав строение и реконструировав его первоначальный облик, ученые пришли к выводу, что ранее на этом месте располагалось одно из самых прекрасных и масштабных религиозных сооружений раннесредневековой Армении — храм Звартноц, также известный как «Храм Бдящих Ангелов».
А история его возникновения такова.
В 641–661 годах при Католикосе Нерсесе III Строителе на окраине древней армянской столицы Вагаршапат был возведён храм «небесных бдящих сил» или «небесных ангелов» Звартноц (на староармянском «звартун» означало «ангел»). Построили его на месте, где, по преданию, встретились Григорий Просветитель и царь Трдат.
Современник тех событий епископ Себеос описал это так:
«В то время армянского католикоса Нерсеса посетила мысль построить жилище вблизи святых церквей города Вагаршапат [церкви Эчмиадзинского монастыря], на дороге, где, говорят, царь Трдат вышел навстречу святому Григору. Построил там и одну церковь во имя небесного Звартноца, который появился в видении святого Григора сонмом небесных сил. И построил сию церковь высоким строением и изумительной красой, достойной божественной чести, которой посвящена».
Возведенное здание заложило основу для нового архитектурного направления, вызвавшего широкий резонанс. На открытие храма приехали многие влиятельные особы, включая императора Византии Константина II, пожелавшего возвести похожее строение в Константинополе.
Храм представлял собой 3-ярусное здание из вулканического туфа серебристого и черного цвета высотой около 49 м и круглым основанием диаметром 35,75 м. В основание был вписан крест из 6 колонн, расположенных полукругом. Напротив алтаря, в самом центре храма, располагался круглый бассейн-купель с лесенкой, где совершалось таинство крещения.
Храм был сквозным, словно сотканным из света и воздуха. Ажурное плетение окон, тонкий геометрический орнамент, вырезанные на стенах виноградные гроздья, плоды граната, пальмовые листья и человеческие фигуры создавали в помещении особую атмосферу легкости, естественности, непринужденности.
В 924 году храм еще был цел, согласно различным письменным упоминаниям, а к 1000 году уже лежал в развалинах, как отмечено в труде Таронеци. Он развалился во время очередного землетрясения.
В 1893 году эчмиадзинский монах Месроп Тер-Мовсесян предпринял частичные раскопки. Основные же раскопки храма были начаты в мае 1900 года служителем Эчмиадзинского монастыря Хачиком Дадяном, которому удалось получить разрешение на раскопки, хотя он не имел специального образования и подготовки, что довольно отрицательным образом сказалось на качестве раскопок. Но, благодаря приехавшему в Эчмиадзин в 1904 году архитектору Торосу Тораманяну, во время раскопок были сохранены ценнейшие детали. Закончились они в 1907 году.
Результаты раскопок Звартноца впервые были опубликованы Месропом Тер-Мовсесяном. Однако в научной литературе Звартноц стал известным в основном благодаря работам Тороса Тораманяна, и именно его проект реконструкции получил общее признание.
Раскопки выявили все основные элементы плана храма, который представлял сквозной тетраконх, охваченный кольцевой галереей. Согласно проекту реконструкции Тораманяна, кольцевая галерея была двухэтажной, причём второй этаж освещался круглыми окнами, расположенными по периметру здания. Второй ярус храма, образованный верхними частями тетраконха, был охвачен ротондальной стеной, являющейся продолжением внутренней стены галереи. Третий ярус сооружения составлял купол, 16-гранный барабан которого, по мнению Тораманяна, также был разработан глухой декоративной аркадой, точно так, как и два нижних яруса.
Говоря более простыми и понятными словами, это был трёхярусный круглый храм, состоящий из трёх уменьшающихся и поставленных друг на друга цилиндрических объемов, увенчанных сферическим куполом. Во всем его облике присутствовало мощное и гармоничное стремление ввысь.
Эчмиадзин
Святой Первопрестольный Эчмиадзин — место резиденции главы Армянской апостольской церкви — Католикоса.
В России в христианских православных традициях такое место называют лаврой. И хотя в Троице-Сергиевой лавре находится одна из многих резиденций Патриарха, с духовной точки зрения она наиболее важная, также как важен восстановленный храм Христа Спасителя, рядом с которым расположена еще одна резиденция в Чистом переулке Москвы.
Вот и Эчмиадзин является духовной "столицей" Армении и армян всего мира.
Расположена резиденция католикоса и главный его храм в городе Эчмиадзин, или Вагаршапат. Его возраст более, чем почтенен и составляет более 2700 лет. Расположен он в 15 километрах западнее Еревана и в 1,5 километрах от древнего Звартноца.
Название «Эчмиадзин» переводится с армянского как «Сошествие Единородного» — по церковному преданию, уже после своего освобождения из темницы в Хор Вирапе святой Григорий Просветитель долго не мог выбрать место для храма в Вагаршапате. И тогда во сне ему было видение: с небес на землю спустился Единородный (миацин) Сын Божий с лицом, сиявшим ярче солнца. В руке Единородный держал золотой молот — им он ударил по земле в том месте, где должен был быть построен храм Сурб-Эчмиадзин. Впоследствии по названию этой церкви стали называть и весь город.
Свой нынешний облик Эчмиадзин обрел уже в советские годы, когда знаменитый архитектор Таманян, «создатель» современного Еревана, разработал генеральный план развития и для Вагаршапата (как в прошлом назывался город Эчмиадзин). Массовое строительство новых домов началось в 1930-х годах и активно продолжилось в течение первых послевоенных пятилеток. Причем, несмотря на официально антирелигиозную позицию советского государства, именно в это время были обновлены и реставрированы все главные храмы города.
Монастырский комплекс «ПЕРВОПРЕСТОЛЬНЫЙ СВЯТОЙ ЭЧМИАДЗИН» - главная достопримечательность города и одна из важнейших в масштабе всей Армении. На территории в 35 гектаров расположены кафедральный собор Сурб-Эчмиадзин, монастырская гостиница, семинария, типография, несколько музеев и монашеские кельи. Также на территории комплекса имеется множество хачкаров – подчас уникальных и очень древних.
Главный вход на территорию комплекса находится на улице Араратян, в 100 метрах южнее площади Комитаса — это ворота Святого Григория, выполненные в форме традиционного гавита (притвора) с барельефом, изображающим крестителя Армении Святого Григория и царя Трдата III, сначала его гонителя, а затем верного последователя.
Рядом с воротами расположен монументальный алтарь под открытым небом, где летом проходят праздничные службы – например, в августе на нем освящается виноград после празднования Успения Богородицы. И ворота, и алтарь не являются древними — они были возведены в начале нашего века, к празднованию 1700-летия принятия Арменией христианства.
От ворот ведет прямая аллея к основанному начале IV века кафедральному собору Сурб-Эчмиадзин, главному храму всех армян, где бы они не жили. На протяжении столетий сюда совершают паломничества члены армянской диаспоры из самых разных уголков нашей планеты. К VII веку храм представлял собой тетраконх с квадратным подкупольным помещением и четырьмя полукруглыми апсидами – правда, в отличие от классических тетраконхов купол Эчмиадзина поддерживали четыре массивные колонны. Именно в таком виде храм и дошел до наших дней, за долгие века своего существования обзаведясь несколькими пристройками.
Тончайшая резьба по камню украшает фасад собора, а его интерьер поражает гармонией и изяществом росписей. До наших дней сохранились барельефы с изображениями святого апостола Павла и святой Феклы на северной стороне храма, а также равносторонний греческий крест в круге. Интерьер храма украшен уникальными фресками, большая часть которых была в разное время создана членами династии Овнатанянов, известных армянских мастеров.
В сокровищнице-музее монастырского комплекса, на закрытой территории резиденции Католикоса, куда можно попасть только по билетам в составе организованной экскурсии, хранится наконечник Святого копья, пронзившего бок Иисуса Христа на кресте (ранее наконечник копья хранился в монастыре Гегард, о чем уже сказано выше), и другие бесценные святыни христианского мира (частица креста, на котором был распят Спаситель, частица тернового венца Христа, десница святого Григория Просветителя и частица Ноева ковчега).
Эчмиадзинский кафедральный собор был внесен в 2000 году в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Вместе с ним туда были внесены также церкви Святой Рипсимэ и Святой Гаяне, руины храма Звартноц. Все вместе они входят в состав архитектурных памятников большого Эчмиадзина.
В конце этого микро-рассказа вы уже традиционно можете просмотреть видео о рассказанном.