Территория и здание музея В городе Истра Московской области в 300 метрах от Ново-Иерусалимского монастыря находится Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим» — один из крупнейших музейных комплексов в стране, построенный в современном стиле «зеленой архитектуры».

Место расположения комплекса, высота и внешний вид зданий, спроектированы таким образом, чтобы органично вписаться в эту особенную территорию и не контрастировать, а, наоборот, гармонировать и подчеркивать величие и красоту архитектурного ансамбля знаменитого монастыря – «русской Палестины».

Территория и здание музея Современное и очень просторное музейное пространство комплекса содержит более 10 000 кв. м. выставочных площадей. Собственное фондовое собрание насчитывает 190 000 единиц хранения и включает археологические, исторические, этнографические, а также художественные коллекции. Восприятие уникальных исторических экспонатов дополняется мультимедийными технологиями.

Наряду с постоянными экспозициями, в музее регулярно проходят временные выставочные проекты. Среди представленных здесь в последние годы мастеров — Айвазовский, Шишкин, Левитан, Пикассо, Кустодиев, Дюрер, Фальк, Фаберже, Шагал и многие другие.

Вид из окна на внутреннюю площадь Музея Длинная история этого музея, располагавшегося ранее на территории монастыря, началась ещё в 1874 году, когда в трапезных палатах церкви Рождества Христова архимандритом Леонидом (Кавелиным) был устроен музей Патриарха Никона — один из первых церковных музеев России. Другой архимандрит Серафим (Чичагов), бывший наместником монастыря в 1904—1905 годы, обновил и переустроил музей, дополнил его коллекцию своими пожертвованиями.

Вид на реку Истра и на монастырь от Музея В 1918 году в соответствии с антирелигиозной политикой новой советской власти Новоиерусалимский монастырь был закрыт, а для сохранения хранившихся в нём ценностей было решено организовать не религиозный, а общественный культурный центр. В 1920 году под руководством местной учительницы П.К. Разумовской здесь был создан Историко-художественный музей. В мае 1921 года в нем открыли для посетителей первую экспозицию.

В одном из коридоров Музея Вскоре после этого заведующий Уездным статистическим бюро Н.А. Шнеерсон, недавно поселившийся с семьей в уездном центре - городе Воскресенске (переименован в город Истра в 1930 году), проявил неожиданную активность и подал в местный исполком записку с обоснованием необходимости и планом создания краеведческого музея. Это предложение получило поддержку и в результате появился второй музей – краеведческий – под руководством автора записки. Затем в феврале 1922 года Наркомпрос РСФСР постановил объединить оба музея. В коллекцию объединенного Государственного художественно-исторического музея вошли предметы из монастырских храмов и ризницы, экспонаты Музея памяти Патриарха Никона, картины из художественной галереи, расположенной в Трапезных палатах, материалы археологических раскопок в северо-западной части Московской области.

В залах музейного комплекса Создавать музей, работавший под руководством Главмузея - подразделения Главнауки Наркомпроса, помогали Н.Н. Померанцев, хранитель Оружейной палаты Московского Кремля, историк В.И. Троицкий, этнограф П.Н. Свешников, реставраторы П.Д. Барановский и Д.П. Сухов, специалист по архитектурной керамике А.В. Филиппов.

В залах музейного комплекса Около 1925 года были выполнены первые реставрационные работы на территории монастыря и заложены основы научного описания архитектурного ансамбля. Под руководством А.В. Филиппова проводилось исследование и отмывка уникального изразцового декора Воскресенского собора. Совместно с Государственным Историческим музеем были проведены раскопки стекольного завода близ села Духанина Воскресенского уезда. В результате этих и других работ в 1925 году была создана и открыта основная экспозиция, благодаря чему в тот год музей посетило уже 10 тысяч человек.

В залах музея - коллекция фарфора Н.А. Шнеерсон в качестве заведующего музеем развернул активную деятельность по обследованию разоренных (в основном) к тому времени усадеб Западного Подмосковья, собирая по крупицам в них и ближайших деревнях предметы дворянского усадебного быта для музея. Он рассказывал о некоторых уникальных находках, едва спасенных от разрушения и переданных в музейные фонды. В частности, в одном деревенском хозяйстве была найдена искусно отделанная перламутровая кровать XVIII века, приспособленная в качестве насеста для кур. В другой деревне в одной из изб был обнаружен старинный инкрустированный столик, который использовался в качестве подставки для примуса.

В залах музея - коллекция фарфора Во второй половине 1920-х годов фонды музея пополнились предметами из национализированных усадеб западной части Московской губернии: Знаменское (имение Мартыновых), Петровское (Голицыных), Рождествено (Толстых), Ильинское (Великого князя Сергея Александровича), Никольское (Гагариных), Глебово (Шиловских), Ярополец (Чернышёвых), Ярополец (Гончаровых) и других. Частично были переданы коллекции ликвидированных музеев-усадеб Введенское, Дубровицы, Никольское-Урюпино, Царицыно. Произведения древнерусского искусства поступили из Лужецкого Богородицкого Ферапонтова монастыря в Можайске и Саввино-Сторожевского монастыря.

Вход на выставку Французский вкус князей Юсуповых К 1930-м годам музей уже имел довольно приличный состав постоянно работающих кадров, была организована художественная мастерская. В конце 1935 года Наркомпрос РСФСР решает превратить музей в Истре в Музей Московской области, упразднив при этом областной краеведческий музей, располагавшийся в Москве.

Вход на постоянную экспозицию - Русское Искусство В начале 1937 года местный краеведческий областной музей посетил маршал М.Н. Тухачевский, который вскоре после этого был арестован и расстрелян в ходе сталинской чистки. 28 мая этого же года арестовали заведующего музеем Шнеерсона Н.А. (расстрелян осенью 1937 года, реабилитирован посмертно в 1956 году) и его сына старшеклассника Дмитрия (сослан в лагерь под Медвежьегорском на 5 лет, где и погиб), как участников «маршальского заговора». Начались проверки, возникла атмосфера взаимного недоверия и подозрений, что сильно затормозило развитие музея.

В 1939—1940 годах в Новый Иерусалим поступила часть коллекций из расформированного краеведческого музея в Звенигороде.

В залах музейного комплекса - вид снаружи через окно К началу войны экспозиция занимала 42 зала. Музей не имел плана эвакуации. И хотя приказ об эвакуации вступил в силу в июле 1941 года, выполнить его полностью не представлялось возможным. Часть экспонатов была спрятана в тайниках, оборудованных сотрудниками музея на территории монастыря. Краеведческую экспозицию и выставку в соборе (картины, мебель, фаянс) не успели демонтировать. Наиболее ценные предметы (в основном изделия из драгоценных металлов, церковное облачение, некоторые книги) и художественные коллекции были упакованы в ящики и вывезены в Москву в начале ноября 1941 года, откуда они были отправлены в Алма-Ату.

Город Истра был занят немецкими войсками с 27 ноября по 11 декабря 1941 года. При отступлении 10 декабря 1941 года сапёры 614 полка дивизии СС «Рейх» взорвали здания Новоиерусалимского монастыря. При взрывах погибли оставшиеся не разграбленными фонды музея.

В залах музейного комплекса - Русское искусство В августе 1943 года экспонаты Истринского музея возвратились в Москву. Московский областной краеведческий музей с 1943 года официально располагался в Москве, а Новый Иерусалим (уцелевшие руины) стал подмосковным филиалом музея. Только в конце 1950-х годов музей вернулся из Москвы в Истру. В 1961 году в частично отремонтированных трапезных монастыря была открыта первая послевоенная экспозиция.

Общая стоимость ущерба, причиненная немецко-фашистскими захватчиками музею, была оценена экспертной комиссией в 47,5 миллионов золотых рублей. Разрушение памятников Нового Иерусалима и разорение музея фигурировали на Нюрнбергском процессе как акт сознательного варварства.

В залах музейного комплекса - Русское искусство У. Черчилль после войны предложил Сталину безвозмездно, силами англичан восстановить Новый Иерусалим. Потом то же самое предложили французы. В обоих случаях последовал отказ, мотивы которого сформулировал тогдашний патриарх Русской Православной Церкви: «Мы не настолько бедны, чтобы принимать такую щедрую помощь».

Период с 1960-х по начало 1980-х годов стал временем подлинного возрождения музея, его фондов и экспозиций, собирательской работы, целью которой было не только восстановление утраченных коллекций, но и приобретение новых.

В залах музейного комплекса - Русское искусство В сентябре 1973 года директором музея стал Василий Фролович Нижегородов, который за два десятилетия (22 года руководства музеем) внес большой вклад в сотворение истинного чуда – восстановления (воскрешения) разрушенного во время войны архитектурного ансамбля Нового Иерусалима.

В 1991 году музей поменял профиль и стал Историко-архитектурным и художественным музеем «Новый Иерусалим», сосуществуя по-прежнему на одной территории с возрожденным Ново-Иерусалимским монастырем.

В залах музейного комплекса - Русское искусство В 2009 году Правительством Московской области было принято решение о выводе музея с территории монастыря. В связи с этим в полный рост встала необходимость строительства нового здания для музея. Проект музейного комплекса на участке площадью 4,28 га на противоположном от монастыря берегу реки Истра был разработан архитектором Валерием Лукомским. Основой проектного решения нового трехэтажного здания стала идея сохранения доминирующей роли ансамбля Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря – памятника архитектуры XVII–XIX веков.

На выставке Французский вкус князей Юсуповых - Пневматический опыт Построенный по проекту Лукомского музейный комплекс представляет собой слияние современных архитектурных форм с местной природой и ландшафтом. Новое здание деликатно вписалось в окружение, сохранив доминирующее положение Ново-Иерусалимского монастыря. Комплекс включает в себя большой выставочный корпус, детский центр, сувенирные и тематические магазины с книгами об истории Подмосковья, о российских музеях, о художниках и писателях. Здесь также расположены зал для конференций, кафе в просторном фойе, кассы, гардеробы, туалеты, - все необходимое для комфортного пребывания посетителей.

На выставке Французский вкус князей Юсуповых - Электрический опыт На крыше комплекса есть смотровая площадка с чудесным видом на монастырь и окрестности (смотровая площадка, правда, в январе 2022 года была к разочарованию посетителей закрыта. Возможно, это было связано со снежным зимним периодом, что представляло определенную опасность для людей при подъеме по длинной закругляющейся лестнице на крышу комплекса, где и располагается смотровая площадка). Напротив, через дорогу – большая бесплатная парковка.

С построением нового комплекса начался прекрасный этап развития музея, состоящий из череды глубоких и ярких выставок и постоянного роста интереса к этому культурному центру.

На выставке Французский вкус князей Юсуповых С декабря 2017 года в музее была открыта постоянная экспозиция «Новый Иерусалим—памятник истории и культуры XVII–XX веков», которая развернулась на площади 1500 кв. м. и рассказывает о том, как задумывался и складывался образ Святых мест в Подмосковье, о роли Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря как памятника русского зодчества, русской истории и культуры, о личности патриарха Никона.

На выставке Французский вкус князей Юсуповых В конце 2018 года открылась еще одна постоянная экспозиция «Русское искусство. Церковное и светское искусство XVI - начала XX веков». В основном ее разделе собраны предметы живописи, иконописи, скульптуры, мебели и декоративно-прикладного искусства из коллекции музея.

На выставке Французский вкус князей Юсуповых В 2019 году, доведя количество визитеров до 490 тысяч человек, «Новый Иерусалим» стал самым посещаемым региональным музеем России. Этому способствовала череда уникальных временных выставок Пикассо, Дюрера, Фаберже и Шагала, вызвавших большой интерес и привлекших сюда много посетителей.

В январе 2021 года этот культурный комплекс получил свое сегодняшнее название — Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим».

На выставке Французский вкус князей Юсуповых Безусловный приоритет в экспозициях Комплекса отдан живописи. Раздел пейзажной живописи включает произведения А.К. Саврасова, И.К. Айвазовского, М.Н. Воробьева и других знаковых авторов жанра. Отдельного внимания заслуживает богатое собрание портретов, включающее произведения таких знаменитых мастеров, как Ф.С. Рокотов, В.Л. Боровиковский, Н.И. Аргунов, В.А. Тропинин, а также работы неизвестных живописцев, творчество которых составляет основу художественного феномена усадебной русской культуры.

На выставке Французский вкус князей Юсуповых Помимо этого, раздел иконописи широко представлен различными по времени и месту создания иконами. Открытый 27 марта 2019 года самостоятельный подраздел постоянной экспозиции русского церковного и светского искусства «Особая кладовая» объединяет настоящие реликвии из фондов музея: предметы декоративно-прикладного искусства из драгоценных металлов XVI–XX веков; памятники русского лицевого и орнаментального шитья XVI–XVII веков; предметы церковного обихода работы мастеров Серебряной и Золотой палат Московского Кремля XVII века; произведения русских мастеров эмали и светского бытового серебра.

На выставке Французский вкус князей Юсуповых Современные выставочные пространства в МВК дополняет передовое мультимедийное оборудование: цифровые инсталляции, голографические панели, интерактивные столы, очки дополненной реальности.

В музее часто организуются масштабные выставочные проекты. В зимние длинные праздничные дни в новом 2022 году можно было посетить интересную выставку из 37 картин, привезенных в Истру из музея в Архангельском, под названием «Французский вкус князей Юсуповых», открытую 20 ноября 2021 года.

На выставке Французский вкус князей Юсуповых Коллекция западноевропейской живописи князя Николая Борисовича Юсупова (1750–1831) и его сына Бориса Юсупова (1794–1849), занимает среди аналогичных собраний российской знати особое место, как подлинный феномен. Собрание Юсуповых, благодаря преемственности этапов формирования картинной галереи от XVIII до начала ХХ века, отличает постоянное высоко гармоничное развитие. Никто из владельцев и собирателей коллекции не уничтожал собрания предшественника, она развивалась и дополнялась, сохранялась и осознавалась как семейная ценность, представляющая, в итоге, всеобщий общественный интерес.

На выставке Французский вкус князей Юсуповых В 1783 году в описании «Современного государства Российского» Питера ван Вонцеля собрание живописи Юсуповых уже упоминается в ряду известных петербургских коллекций. В разделе «Любители» (Les Amateurs) из владельцев художественных коллекций отмечены лишь трое: князь Н.Б. Юсупов, граф И.И. Шувалов и сенатор А.В. Олсуфьев (именно в таком порядке). Николай Борисович характеризуется как человек, обладающий блестящими познаниями, а в приобретении произведений искусства руководствующийся собственным безупречным вкусом.

На выставке Французский вкус князей Юсуповых Музей-усадьба «Архангельское» впервые так щедро показывает за своими пределами эту уникальную коллекцию. В нее входят художники, чьими произведениями не могут похвастаться даже крупные художественные музеи России. На выставке представлены работы ведущих мастеров французской школы — Франсуа Буше, Юбера Робера, Клода Жозефа Верне, Элизабет Виже-Лебрен, Маргерит Жерар и других.

Фойе - кафе - кассы Музея Экспозиция состоит из нескольких разделов, каждый из которых отражает одну из граней большой коллекции Юсуповых. Раздел «Воображаемое путешествие», посвящен пейзажам и напоминает о неаполитанских путешествиях Николая Борисовича Юсупова. В раздел «Под покровительством Амура» вошли картины с эротическими сюжетами. Среди них произведения эпохи рококо («Испуганная купальщица» Франсуа Буше, «Аполлон и Дафна» Жака Дюмона), раннего неоклассицизма («Амур и Психея» Огюстена Бернара), картины с образами томных красавиц Жан-Батиста Грёза, одного из самых модных мастеров эпохи. Следующий раздел «В поисках античного величия» включает работы исторического жанра. Здесь представлены картины Армана Шарля Караффа «Клятва Горациев», работа кисти Никола де Куртейля «Похищение сабинянок», а также монументальная работа художника 17 века Жана Тасселя «Жертвоприношение Ифигении» — особенный экспонат выставки. Парковка напротив музея Ранее она никогда не участвовала в выставках. Полотно прошло многолетнюю и очень сложную реставрацию и впервые после этого представлено зрителям. В разделе «Сцены повседневной жизни» сюжеты варьируются от традиционных «Уроков музыки» (Маргерит Жерар) до ученых развлечений образованного французского общества эпохи Просвещения («Электрический опыт» и «Пневматический опыт» кисти Шарля Амеде ван Лоо). В «Портретной галерее» представлены живописные изображения Татьяны Васильевны Юсуповой кисти Жана-Лорана Монье и портреты Луизы Элизабет Виже-Лебрен и Никола де Куртейля, французских мастеров, тесно связанных с Россией и русскими заказчиками.

На минус первом этаже комплекса Кроме этой выставки и постоянных экспозиций посетители комплекса имеют шанс попасть в начале 2022 года на еще одну временную выставку «Азбука шедевра». Это открытый в декабре 2021 года самый масштабный за все годы существования музея выставочный проект, объединяющий более 120 работ великих русских живописцев, среди которых — Карл Брюллов, Борис Кустодиев, Казимир Малевич, Василий Кандинский и другие. Эта выставка представляет весь спектр и богатство региональных музейных коллекций от Калининграда до Владивостока, почти в каждой из которых есть шедевры, неизвестные широкой публике.

Приезжайте и посмотрите сами!

Схема залов и помещений музея
Яндекс.Метрика