Борисоглебский Аносин монастырь расположен на Троицкой улице села Аносино. Улица эта тянется в виде длинного живописного шоссе между рекой Истра и Новорижским шоссе, параллельно им, от ЦКАД и до Павловской слободы.
Всего в 16 км от монастыря расположен Звенигород с прекрасным Саввино-Сторожевским монастырем над Москвой-рекой и примерно столько же, но в другую, северную сторону расположен город Истра со знаменитым Новоиерусалимским монастырем.
Совсем недалеко от Аносина монастыря, ближе к речке Истре находится современный кампус Университета Сбербанка.
История монастыря началась с 1810 года, в котором княгиня Евдокия Николаевна Мещерская, родная тетка поэта Ф.И. Тютчева, заказала строительство Троицкой церкви. Затем при выстроенной на средства княгини церкви была создана православная община из числа её крепостных. В 1820 году Е.Н. Мещерская открыла при этом храме богадельню. 17 апреля 1823 года богадельня была реорганизована в Борисо-Глебское женское общежитие. Перед этим Евдокия Николаевна подала императору прошение об обращении общежития в монастырь с приложением планов существующих на его территории зданий и указав те, которые собиралась дополнительно выстроить за свой счёт.
Создание монастыря было делом непростым, поскольку при императрице Екатерине II во второй половине ХVIII века провели секуляризацию или другими словами - отчуждение церковных вотчин в состав государственных земель. Последствием этой государственной реформы было сильное сокращение числа монастырей и монашествующих людей. К 1801 году в Российской империи число монастырей сократилось с 1072 до 452. Борисоглебский Аносин монастырь был первым, основанным в Московской епархии после той реформы 1783 года.
Борисоглебский Аносин монастырь создавался, как уже сказано выше, начиная с 1823 года по прошению княгини Мещерской, при покровительстве и участии митрополита Московского Филарета (В.М. Дроздов). Он составил «Правила для Борисоглебского женского общежития», положенные в основание монастырского устава.
Мирским людям вход в монастырь был строго настрого запрещен, исключение не делали даже ближайшим родственникам монахинь. Среди первых насельниц и монахинь Борисоглебского монастыря были крепостные княгини Е.Н. Мещерской, которая сама приняла здесь монашество. Она стала инокиней Евгенией, а также первой настоятельницей обители и оставалась ею 14 лет до своей смерти в 1837 года, ее похоронили в соборном храме монастыря. Жила в монастыре и дочь основательницы этой женской обители – Анастасия, которая рано умерла. В память о ней в обители был построен (1827–1829 годах) храм святой Анастасии Узорешительницы.
Годы спустя настоятельницей этого монастыря стала еще одна Евгения (Озерова – внучка основательницы монастыря Е.Н. Мещерской), которая управляла обителью в 1854–1875 годах.
Пятая игуменья матушка Иоанна (Макарова) стояла во главе монастыря около сорока лет (1879–1919 года) и преставилась в возрасте 90 лет после революции. Пришла она в обитель еще 18 летней девушкой.
Она была строгой подвижницей, не принимала никаких личных услуг, сама делала все в своей келлии: убирала, топила, ставила самовар, отдельного стола не имела, а пользовалась общим, сестринским, и, как свидетельствовали современники, за все свое долговременное игуменство ни разу не нарушила этого правила.
Церковные службы матушка посещала неопустительно, последний ее выход в церковь был за два дня до смерти. После смерти на ней нашли власяницу. Как настоятельница игумения Иоанна была строга. Принимая в обитель сестер, она брала с них подписку до смерти безвыходно пребывать в монастыре, не разрешала никаких поездок и отпусков на родину. Вела старческое окормление и всемерно заботилась, дабы насельницы обители не проводили времени праздно.
В то же время строгость настоятельницы в отношении духовного уклада монастырской жизни не была ни черствостью, ни жестокостью. К сестрам она была милостива, как мать, а они благоговели перед своей игуменьей. По свидетельству епископа Арсения (Жадановского), «святое сродство» объединяло ее душу с душой известного старца Зосимовой пустыни схиигумена Германа (Гомзина), который «время от времени проведывал ее с целью поучиться монашеству и поутешиться беседою».
Такова на первый взгляд простая история создания Борисоглебского монастыря. На самом деле все было гораздо сложнее, порой трагично.
Создание этого монастыря княгиней Е.Н. Мещерской и прелюдия к этому являются своего рода памятником и прославлением мужества, величия духа, неисчерпаемой доброты и редкой созидательной силы русских женщин. Судьба Е.Н. Мещерской является ярким подтверждением этого.
В 1796 году Евдокия Тютчева, которой было тогда 22 года, по большой любви вышла замуж за князя Бориса Мещерского. Тот вскоре простудился на охоте и через два месяца умер от туберкулеза, так и не увидев дочь, которую Евдокия родила через несколько месяцев.
Княгиня воспитывала дочь самостоятельно. В 1799 году она купила для летнего отдыха небольшое село Аносино. Построила усадебный дом и каменную церковь в честь Живоначальной Троицы с приделами Тихвинской иконы Божией Матери и святых Бориса и Глеба (в память об умершем супруге)!
После 1812 года усадьбу и церковь пришлось восстанавливать, они были полностью разорены наполеоновскими войсками. Это удалось сделать в полной мере, а еще и создать Борисоглебский Аносин женский монастырь, который стал процветать. Несмотря на то, что само село Аносино оставалось небольшим (по данным 10 ревизии 1858 года в селе Борисоглебское-Аносино Павловской волости Звенигородского уезда находилось всего 26 крестьянских дворов), расположенный в нём Борисоглебский Аносин женский монастырь был столь знаменит своим укладом и духовными подвигами, что современники называли его «женской Оптиной пустынью».
Основание Борисоглебского монастыря стало своего рода моделью и примером для устройства монастырей в новых исторических условиях ХIХ века. Во второй половине ХIХ века по примеру Борисоглебского монастыря богатые женщины стали также создавать богадельни, которые затем преобразовывали в общежития – женские общины, а еще позже они становились монастырями. При этом нужно отметить, что вновь созданные монастыри часто возглавляли именно монахини – воспитанницы Борисоглебского Аносина монастыря.
Авторитет монастыря год от года рос, в него приезжали паломники, в том числе высокопоставленные особы и представители высшего священства.
Большой общероссийский авторитет Борисоглебского Аносина монастыря довольно долго помогал спасать его от закрытия после октябрьских событий 1917 года. Именно в этот монастырь приезжали из ссылки православные митрополиты. В 1925–1926 годах здесь жил архиепископ Дмитровский Серафим. В 1923 году удалось отметить 100 летие основания монастыря, тогда в него приехали многочисленные гости.
В 1928 году Борисоглебский Аносин монастырь закрыли. Игуменью и последних шесть монахинь арестовали, отвезли в Москву, в ГПУ, затем их выслали из столицы.
Вскоре в монастыре расположилась сельхозкоммуна, в церкви во имя святителя Димитрия Ростовского устроили сельский магазин. Вплоть до 90-х годов на территории монастыря действовали авторемонтные мастерские.
В 1992 году обитель начали восстанавливать. Здесь открылось патриаршее подворье, которое в 1999 году было преобразовано в монастырь.
Сейчас при Борисоглебском Аносине женском монастыре создано деревообрабатывающее производство, работает молочная ферма. Монастырь обрабатывает 100 га сельскохозяйственных угодий, большого внимания и сил требуют 5 га огорода. В 2000 году в монастыре жили 30 сестер и с тех пор число их росло.
Былая строгость правил монастыря, к слову сказать, унаследована и в его новой жизни, уже в наши времена. По крайней мере, на территории обители запрещены фото и видео съемка. Когда мы подъехали к воротам монастыря и с сожалением увидели, что он закрыт для посещения из-за эпидемии Covid-19, то не сразу обратили внимания на знаки, запрещающие фотосъемку. К счастью, успели сделать несколько кадров красивых храмов внутри обители. Тут же получили строгое замечание и вынуждены были извиниться за нашу невнимательность. В свое оправдание сказали, что не собирались делать ничего дурного, лишь хотели запечатлеть местную архитектурную красоту.
В монастыре хранятся Мощевики с частицами мощей многих святых: покровителей монастыря благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, святителей Димитрия Ростовского, Игнатия (Брянчанинова) и Феофана Затворника, Спиридона Тримифунтского, Луки (Войно-Ясенецкого), Киево-Печерских подвижников, Оптинских старцев, преподобных Кирилла и Марии Радонежских, Серафима Саровского, Даниила Переяславского, праведного Симеона Верхотурского, блаженной Матроны Московской, мученицы Татианы, преподобномученицы Евгении, преподобномучениц Великой Княгини Елисаветы и инокини Варвары и других святых.
Еще несколько интересных фактов о монастыре
- В 19 веке Борисоглебский Аносин женский монастырь был самой настоящей пустынью: по нему запрещалось ходить посторонним. Наемный труд не допускался, и монахини все делали сами: готовили, выращивали овощи-фрукты, собирали урожай, даже изготавливали обувь. А чтобы ничто не отвлекало сестер от молитвы, в кельях не было света (кроме лампадки перед иконами).
- В этом монастыре жила монахиня, которую в миру звали Дарья Зайцева. В 1930-е годы на 68-летнюю женщину поступил донос: якобы она продает святую воду. А еще ведет божественные разговоры и недолюбливает советскую власть. Дарью арестовали и вскоре расстреляли на Бутовском полигоне. 12 марта 2002 года ее канонизировали.
- Летом 2005 года при Борисоглебском Аносином монастыре поселился Владимир Григорьевич Волков — поэт, композитор, автор и исполнитель песен. Его творчество — это военная, патриотическая и религиозная лирика. С 1990 по 2003 год Волков провел сотни концертов в воинских частях, училищах и больницах, выступал на благотворительных творческих вечерах, участвовал в военно-патриотических акциях. В том же 2003-м он был награжден медалью преподобного Сергия Радонежского I степени. В Борисоглебском Аносином монастыре Волков провел свои последние месяцы: исполнял послушание, ухаживая за садом, написал несколько новых произведений.
Вот о чем поэт писал в своих стихах про эти места:
В ту, что зорко от нас стерегут.
Глядь, и встретится тот монастырь,
В коем сжалятся и постригут…
***
Возле храма погост, там и место мое.
Позабыв все свои дарованья,
Избегу суеты — да по тропочке в храм,
Чтоб успеть к своему отпеванью…
В ноябре 2005 года Владимир Волков скончался и был похоронен на небольшом сельском кладбище недалеко от монастыря.